Классное казачье образование

Ставропольские депутаты федеральным законопроектом спасают кадетские классы от закрытия

Дума Ставропольского края внесла на рассмотрение парламента страны поправки в закон об образовании, легализующие кадетские, в том числе казачьи классы в общеобразовательных школах. С 1 сентября прошлого года они работали вне правового поля, на что обратила внимание краевая прокуратура. И хотя претензий к конкретным учебным заведениям у надзорного ведомства пока нет, в федеральном законодательстве существование классов с военно-патриотической подготовкой под угрозой.

Патриоты за партами

Казачьи классы в общеобразовательных школах есть во многих регионах России, где исторически расселялись казаки. Они широко распространены в Волгоградской, Вологодской, Ростовской областях, Краснодарском, Красноярском краях, в Москве и Санкт-Петербурге. Однако именно в Ставропольском крае депутаты с подачи самих казаков озаботились юридической стороной казачьего образования и вчера направили в Госдуму России законопроект «О внесении изменений в статью 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»».

Закон вступил в силу еще в прошлом году, и в его тексте не оказалось такого понятия, как казачьи классы в муниципальных школах, фактически существующие уже более 10 лет. В них ребята изучают дополнительные дисциплины, в том числе во внеурочное время. Программы таких классов нацелены на «гармоничное развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на военном и гражданском поприще, а также к государственной службе российского казачества».

В 86 статье «Закона об образовании» регулируются вопросы обучения по подобным программам. Однако использовать их, как гласит нормативный акт, могут только общеобразовательные федеральные или региональные учреждения: «президентские кадетские училища», «суворовские военные училища», «нахимовские военно-морские училища», кадетские корпуса и школы, либо профессиональные «военно-музыкальные училища».

«Отсутствие в Федеральном законе законодательного регулирования организации и осуществления образовательной деятельности в кадетских (казачьих кадетских) классах не только исключает возможность создания новых, но и фактически накладывает запрет на работу уже действующих», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Таким образом, только в Ставропольском крае отменить кадетское образование могут 262 класса, включая 216 казачьих, и более пяти тысяч ребят вернутся к обычной школьной программе.

Чтобы практика не расходилась с законом и в школах продолжали воспитывать «чувства патриотизма, готовности к защите Отечества и необходимых для этого волевых и морально-этических качеств», был подготовлен этот законопроект.

Пробел на абзац

Упущение в законе об образовании не имело умысла ликвидировать казачьи классы, уверен начальник отдела Военно-патриотического воспитания, образования и культуры казачества Ставропольского краевого казачьего центра Алексей Лихачев. «Я думаю, люди, которые принимали этот закон, должны были привлечь тех, кто занимается наиболее активно кадетским казачьим образованием, а это наши войсковые реестровые казачьи общества, и услышать их мнение, учесть их опыт. Я считаю, что закон об образовании должен быть доработан и усовершенствован с учетом опыта регионов и войсковых казачьих обществ», – заявил он в комментарии корреспонденту «Кавказской политики».

По его словам, достаточно ввести в закон понятие о кадетских классах, которые сможет создавать и курировать муниципалитет. Много переписывать не придется. Депутаты Ставрополья предлагают внести три небольших поправки в 86-ю статью. Вставить абзац: «В рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в муниципальных общеобразовательных организациях могут создаваться кадетские (казачьи кадетские) классы». Добавить предложение: «Кадетские (казачьи кадетские) классы могут создаваться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по инициативе руководителей соответствующих общеобразовательных организаций». А перечень образовательных учреждений, которые имеют право преподавать военно-патриотические программы, дополнить словами «также в кадетских (казачьих кадетских) классах, созданных в муниципальных общеобразовательных организациях».

Казачье лобби

Вопрос о кадетских классах атаманы Терского войскового казачьего общества поднимали на всевозможных дискуссионных площадках, включая недавнее заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в Ессентуках. В конце пошлой недели атаман Ставропольского округа ТВКО Александр Фалько вновь напомнил об этой проблеме на встрече атаманов с полпредом СКФО Сергеем Меликовым. Тот рекомендовал все законодательные инициативы от казачества изложить более подробно, чтобы затем донести их на федеральный уровень. Однако в отношении казачьих классов за Меликова это сделали те, кому и положено заниматься законотворчеством, – ставропольские депутаты.

«Ставрополье всегда шло впереди остальных в законодательстве и во взаимодействии казачества и органов власти, и наши депутаты активно поддержали нашу инициативу. Мы обратились к ним, объяснив, что многие годы работы перечеркиваются отсутствием в федеральном законе этого понятия «казачьи кадетские классы». И наши депутаты серьезно все это восприняли и пошли навстречу», – рассказал Алексей Лихачев.

Попыток закрыть какие-то классы прокуратура пока не предпринимала, но указывала казакам, что необходимо вносить изменения в закон, уточнил наш собеседник.

На вопрос, не дискриминируют ли казачьи классы представителей других национальностей, Андрей Викторович ответил так: «Думаю, нет, потому что в этих классах учатся не только дети казаков, но и различных и славянских, и неславянских народов, проживающих на Кавказе. Основная идея этих классов – это подготовка наших детей к служению нашему Отечеству на гражданском и военном поприще. Поэтому тут нет дискриминации. А культура и образ жизни казаков изучается как общероссийский менталитет. Основы православной культуры преподаются в таких казачьих классах, но ходить на них никого не принуждают».