Окопная правда в соцсетях

Украинские солдаты и нацгвардейцы, которые сейчас находятся в зоне боевых действий на Донбассе, активно пользуются мобильными телефонами, а многие из них к тому же и завсегдатаи соцсетей. Например, у командира батальона «Донбасс» Семен Семенченко уже больше 92 тыс. подписчиков на Facebook. Причем, этот «батяня-комбат» одно время был едва ли не главным ньюмейкером среди всех украинских силовиков. Семенченко не только рассказывал, как воюет «Донбасс», но даже не стеснялся делать прогнозы о том, сколько времени еще продлится АТО, какие перспективы у этой войны, заменяя таким образом представителей Минобороны.

Ну, а если почитать, что пишут рядовые бойцы, то можно «увидеть» войну прямо из окопа и, убедиться, что реальность сильно отличается от того, что показывают на украинских и российских телеканалах. И это здорово действует на обывателей.

Киевляне, например, в отличие от донбассцев, войну не видят — боевые действия развернулись в 500 километрах от украинской столицы. Но сотни, если не тысячи мирных граждан, прочитав и посмотрев посты «про войну», потом добровольно, по этическим причинам, отказываются от «элементов красивой жизни», включая не только посещение ресторанов, но даже выезд на шашлыки.

Сами бойцы говорят, что соцсети позволяют им не только высказаться, но и помогают справиться с психологическими проблемами или даже попросить о помощи. А желающих помогать хватает: кто-то из киевлян на личных авто развозит по блокпостам бронежилеты, закупленные коллегами по офису, кто-то просто перечисляет деньги конкретному бойцу, а другие (в основном, журналисты), анализируя сообщения, указывают властям, где чего не так.

«Ты будешь меня ждать из армии? — Да. — Хорошо, тогда потом я буду ждать тебя. — Откуда? — Из роддома», — такой шутливый диалог состоялся на странице в «ВКонтакте» у Ивана, уроженца Комсомольска, что в Полтавской области. Иван десантник 95-й житомирской аэромобильной бригады. Недавно эта бригада привлекла внимание прессы и пользователей соцсетей: ее, если верить размещенным сообщениям, стали обстреливать с территории РФ. Если бы не призывы ее бойцов в Facebook о помощи, боль и ужас, переживаемые этими солдатами, вряд ли стали бы известны широкой общественности — украинские журналисты редко забираются туда, где опасно.

Десантник Иван, хотя и оказался тогда в самом пекле, не жалеет о сделанном выборе: «Настоящее мужское дело — защищать свою Родину», — пишет он на своей страничке.

Присутствует в этой же соцсети и другой боец 95-й бригады — Максим. «Армия — это школа для парней и экзамен для девушек», — считает он. Его друзья в ответ размещают «патриотичные» картинки, новости, поднимающую боевой дух музыку. И Максим говорит, что это помогает ему отвлечься от происходящего в перерывах между обстрелами.

В социальных сетях также удобно следить за тем, как меняется настроение солдат на передовой: патриотическая риторика мало-помалу сходит на нет, бойцы устают, все чаще скорбят о потерянных товарищах. «Вечная память тебе, братанчик», — пишет под фото погибшего товарища в «Вконтакте» десантник из 25-й днепропетровской бригады Роман. В комментариях его френды говорят, что парня «забрало небо».

Вместе с их постами «усталость» от войны постепенно проникает и в украинское общество. «Какая-то бессмысленная война. Двоих одноклассников уже потерял. В офисах люди не работают, а в социальных сетях сидят. Конечно, будет экономический кризис — в том числе, и поэтому», — рассуждает 29-летний киевский менеджер из страховой компании Валентин.

Кстати, хотя кое-кто призывает перестать пользоваться «российской» сетью «Вконтакте» (в том числе и потому, что из нее якобы легко извлечь личные данные), в ней множество 20-25-летних ребят из Одессы, Винницы, Чернигова, Львова, Днепропетровска и других городов, которые ушли на фронт добровольцами. Сейчас многие из них жалуются на плохое обеспечение армии, на то, что им не хватает не только оружия и амуниции, но даже продуктов.

Некоторые бойцы сетуют на то, что американские сухпайки, которыми снабжают армию, есть нельзя. «Галеты — как камень. Кашу разгрызть тоже невозможно. Осужденных в тюрьмах кормят лучше. Кто должен защищать права солдат?», — возмущается блогер Елена Белозерская, которая часто бывает в зоне АТО. Она недоумевает: «Почему бы бойцам просто не завезти доширак? Кипяток у них есть почти всегда! А если мы так кормим своих солдат, то почему удивляемся, что многие из них не хотят воевать?».

«Один бронежилет на пятерых. Воды нет: часто пьем горячую, которая осталась после того, как сварили макароны», — описывает будни один из солдат нацгвардии, бойцы которой находятся под Донецком.

Боец батальона «Донбасс» Алексей пишет (уже, правда, в «интернациональной» сети Facebook) о смерти своего товарища: «Убили не сепаратисты, убили бойцы украинской бригады. Убили в голову бойца, который заступился за гражданских, который не дал пьяным воякам бесноваться… Это уже вторая смерть от этой бригады в нашей группе (до этого застрелили водителя, приняв батальон, ехавший в их направлении, за боевиков). Погибший Студент действительно был студентом, оформил академический отпуск, чтобы защищать Родину. По первому делу толстожопые командиры стараются затормозить расследование, по другому — комбат говорит не разглашать. Суки…» Конечно, такой пост вряд ли понравился «толстожопым».

Не нравится командирам и «особистам» также и то, что бойцы, размещая селфи, часто забывают о том, что под фотографиями «Вконтакте» есть геотэги, позволяющие определить точное месторасположение снимков. Этим якобы пользуются ополченцы. Вот пример, который приводится в качестве «так нельзя»:

«Утро на передовой. За неимением раковины гильза от гаубичного снаряда вполне сойдет за умывальник. А вот картошечку готовим на покрышке от БТР-80», — рассказывает 20-летний одессит Сергей и демонстрирует фото своего завтрака. Если посмотреть в свойства этой фотографии, то можно понять, где она сделана, а по косвенным признакам, говорят военные, можно определить, стоит ли штурмовать указанный блокпост.

Переполнены соцсети и постами, в которым участники АТО стыдят своих сограждан, которые «косят» от призыва. Киевлянин Андрей отправился в район военных действий совсем недавно, но уже постит фотографии ветеранов Великой Отечественной и спрашивает: «А что было бы, если бы «откосили» они?» Впрочем, война и для него занятие весьма грустное. «Нас научили не прощать, стрелять без промаха и драться. Нас научили убивать, мы разучились улыбаться», — пишет он в одном из своих статусов.

Один из роликов с обращением бойца нацгвардии к жителям Славянска был опубликован на YouTube. «Почему же ты не стал защищать свою землю? Почему ты поверил, что я, проживший с тобой 23 мирных года в одной стране, — твой враг? Когда иностранные бородатые ряженые чучела стали ходить по улицам твоего города с иностранными флагами, разве ты не подумал, что рано или поздно это приведет в твой дом меня, а тебя заставит бросить все нажитое и спасаться от обстрела?», — вопрошает солдат.

А вот бойцов, воюющих на другой стороне и активно использующих социальные сети для связи с внешним миром, найти невероятно трудно. Регулярно со сводками выступает только министр обороны ДНР Игорь Стрелков, премьер «Донецкой республики» Александр Бородай, да еще некоторые полевые командиры. Практически все предпочитают формат видеообращений.

Если говорить о рядовых ополченцах, то самая распространенная тема, пожалуй, в последнее время — досада по поводу того, что жители Донбасса не спешат брать в руки оружие и защищать свою свободу. Свое недоумение высказывает по этому поводу в YouTube и доброволец из Южной Осетии.

Зато социальными сетями активно пользуются российские военнослужащие, которые находятся в приграничных с Украиной районах. Ну, или те, кто себя за них выдают — об этом позже.

«Мы уже как в полях две недели и не мытые на границе Украины. Всю ночь долбили по Украине», — написал на своей страничке «Вконтакте» солдат Вадим Григорьев.

Страница его друга Ивана Жеребцова усеяна фотографиями российской военной техники. «Едем в Украину…», — анонсировал Жеребцов. Кроме того, на его странице есть карта выдвижения артиллерийской части к Ростову-на-Дону.

Михаил Чугунов, военный водитель, выложил в своем аккаунте в ВКонтакте фотографии с колоннами «Градов». К одной фотографии он дописал: «Градами на Украину».

Некий Киря Мальцев надеется, что сможет поучаствовать в боевых действиях: «Да, все же едем. Украина жди РВиА». РВиА — это ракетные войска и артиллерия.

Солдат Алексей Богатырев пишет: «Еду в Ростовскую область сегодня утром. Украина держись».

Подобного рода записи идут «на ура» у украинских журналистов: их цитируют и блогеры, и онлайн-СМИ, и телевизионщики. Настоящий артиллерист Григорьев, кстати, уже успел дать интервью «России-24», в котором заявил, что записи, размещенные от его имени, — фальшивка и работа хакеров. «Слышу вообще первый раз. Не могу знать», — говорит солдат про свои посты в соцсети в начале репортажа. Однако потом уточняет, что некоторое время назад позвонил родственникам и попросил заблокировать страницу. Сам он, мол, этого сделать не может, потому что у него «простой телефон», без доступа к Интернету.

В России на подобные случаи власть уже отреагировала. В Госдуме готовят закон, согласно которому солдаты не должны выкладывать в Интернет фотографии о том, где и как они проходят службу. Документ готовит депутат ГД, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. «Мы считаем нужным ограничить разрешение на пользование Интернетом для военнослужащих в целях недопущения попадания во всемирную сеть любой информации военного характера, поскольку она может быть использована западными СМИ в провокационных целях», — пояснил он в интервью «Известиям».