100 лет назад Австро-Венгрия объявила войну Сербии

Весь мир вспоминает события вековой давности. 100 лет назад Австро-Венгрия объявила войну Сербии — так началась Первая мировая. В этот конфликт были вовлечены 38 государств из существовавших в то время 59.

Многие загадки той войны не раскрыты до сих пор. Спустя 100 лет появляются все новые документы и свидетельства. В том числе — кинохроника. Уникальные кадры — из архива английской школы летчиков. Там проходили обучения и пилоты Российской империи. Они получали свои дипломы, когда государства с таким названием уже не было.

«Коулин Парк» с его идеальным английским газоном расположен в центре Рэдинга, тихого университетского города. Кого не спроси, все говорят: да здесь всегда был парк! Хотя сто лет назад — в то время это была городская окраина — на месте парка находился учебный аэродром. Там в конце Первой мировой открыли школу для российских военных лётчиков. Дорога в Британию для них оказалась непростой. Сначала на крейсере «Варяг» шли до Ливерпуля. Оттуда до места учёбы добирались на поезде. В апреле семнадцатого первая группа русских курсантов сошла на платформу вокзала «Рэдинг».

«Безусловно, они выезжали в критический момент для России, но никто из них не мог представить, что прибыв на «Варяге» в Ливерпуль, первая новость для них будет шокирующая. То есть то, что Российская Империя развалилась. И Николай Второй отрёкся от престола», — говорит историк Роман Фирсов.

Но Первая мировая для России ещё не закончилась. И курсанты, а среди них были и офицеры-дворяне, и простые солдаты, разместившись в казармах, сразу принялись за учёбу. На этих уникальных кадрах кинохроники будни российской лётной школы. Это будущие пилоты снимают крыло с биплана. Учили их не только летать, но и ремонтировать свои самолёты. И хорошо разбираться в двигателе. Предполагалось, что летать они будут на английских аэропланах, а впоследствии будут учить других.

Трудно понять их целеустремлённость, их желание во чтобы то не стало закончить учёбу и поехать на фронт. При том, что страна, которой они присягали, перестала существовать. О том, что такое февральская революция, они знали лишь из английских газет и редких писем из дома. Но чтобы бросить школу, остаться в Англии или уехать куда-то — это они не обсуждалось.

Удивительным образом Россия продолжала платить за обучение своих пилотов. А те в свою очередь оставались крепким боевым отрядом. И с дисциплиной было всё в порядке, и с настроением. Жаль, что кинокамера в то время не писала звук. Любопытно, над чем в момент съёмки смеялись русские курсанты?

«Вот эти ребята только включились в дело защиты Отечества… Я думаю, что они хотели внести свою лепту в историю этой войны. Отбор этих людей был очень жесткий, моральные качества играли не последнюю роль. Поэтому ребята ехали с таким боевым настроем туда, и их мало интересовали политические перипетии», — отмечает историк Андрей Карташёв.

Большинство выпускников этой школы на Первую мировую так и не попали. Многие из них, вернувшись в Россию, оказались перед тяжёлым выбором. И советской власти, и белой армии нужны были опытные пилоты.

«Действительно, им пришлось стрелять друг в друга! Пришлось стрелять друг в друга на фронтах гражданской войны. Многие из них погибли, многие из них ушли из авиации и не принимали участие в гражданской войне», — говорит историк Роман Фирсов.

Живущий в Лондоне историк Роман Фирсов лишь недавно стал изучать разбросанные по музеям и частным коллекциям архивы почти забытой лётной школы. Он отыскал могилу одного из её основателей, начальника миссии российской военно-морской авиации при Антанте Виктора Дыбовского. Талантливый лётчик и инженер умер в Лондоне в полном забвении в 1953 году. Только сейчас люди на старых фотографиях и чёрно-белой кинохронике начинают обретать имена.

«Достаточно ли мы делаем, что изучить этот период? Конечно нет. Проблема в том, что Первая мировая война слишком сильно от нас удалена. И столетняя годовщина её начала — для нас в каком-то смысле последний шанс вспомнить этих людей», — говорит исследователь-архивист Фергус Маккина.

Книга о выпускниках школы в Рэдинге уже вышла в свет. О первой мировой написаны тысячи исторических трудов, но понять её невозможно без историй — нет, не генералов и императоров — а солдат и офицеров, оказавшихся в водовороте великих событий.