Как украсть большой кусок истории

Чтобы украсть что-то незаметно — лучше всего делать это на глазах у всех.

Вот так уже довольно давно и успешно у России воруют огромный пласт ее истории, который теперь к тому же вовсю против нее пытаются использовать.

Одним из самых известных символов Евромайдана стал «казак Гаврилюк» — выходец из Черновецкой глубинки, прославившийся благодаря аматорскому видео, на котором раздетый Гаврилюк стоит рядом с несколькими бойцами внутренних войск на Грушевского, один из которых дает ему подзатыльник, после чего «активист» отправляется в машину. Это видео вызвало бурю возмущения, как среди майдановцев, так и на Западе. Произошедшее с Гаврилюком , которого достаточно быстро отпустили, назвали ужасными пытками. Угодил в СИЗО, а потом получил хоть и условный, но срок контрактник внутренних войск, давший ему подзатыльник, у которого есть маленький ребенок и беременная жена. Никто не хотел слышать голоса силовиков, рассказывавших о том, что одежда Гаврилюка была пропитана смесью для коктейлей Молотова, а сам он попал в руки вэвэшников после того, как поджег и ранил ледорубом несколько милиционеров. Никого это не волнует. Гаврилюк теперь — национальный герой Майдана и вроде бы даже командир нового карательного батальона, действующего на Юго-востоке. Личность Гаврилюка — тема отдельного разговора.

Меня заинтересовало другое. А именно — его казацкий статус. Гаврилюк родился и всю жизнь провел на Буковине — области впервые оказавшейся в составе Украины благодаря усилиям Иосифа Сталина в 1940 году. Тогда же ее жители узнали, что они, оказывается, украинцы… После ослабления связей этого региона с Древнерусским государством, Буковина находилась в составе Золотой Орды, Венгрии, Молдавии, Австрии и Румынии. Никакого казачества на этих землях никогда не было и быть не могло! Но в последние десятилетия в общественном сознании уверенно укореняется миф об органичной связи «украинства» и «казачества». Причем такой крепкий, что даже украинцы в первом-втором поколении (как я уже говорил, бабушки-дедушки буковинца Гаврилюка, скорее всего даже не догадывались о том, что они украинцы) присваивают себе право быть казаками. Настоящих казаков это, по меньшей мере, шокирует…

Казачество вообще превратилось в спасительную палочку для украинских националистов и национал-фашистов. Как едва ли не единственный способ найти самостоятельные истоки у «украинской нации» и «украинского государства» до ХХ века. Казачество, как феномен, вообще выдается за этап становления «украинской государственности» в учебниках истории Украины. Но, если разобраться в этом вопросе серьезно, то мы натыкаемся на наглую ложь и банальное воровство.

Давайте попробуем перечислить известные в истории казачества. Ну, Запорожское. Ну, допустим, недолго просуществовавшее Бугское. А дальше? Донское. Кубанское. Терское. Уральское. Амурское. Уссурийское. Волжское. Сибирское. Существовала Якутское городовая казачья часть и Камчасткая городовая казачья конная команда! Список можно продолжать еще. Но общее представление о географическом аспекте казачьего феномена мы и так получили. В составе территорий, на которых жили и действовали казаки, земли современной Украины не занимали и пяти процентов! Абсолютное большинство казачеств представляют собой явления именно русские!

Но откуда тогда такая символическая привязка к Украине? Имело ли Запорожское казачество какое-то основополагающее значение при появлении казачьего феномена? И какое отношение оно имело именно к Украине?

Давайте разберемся в истории вопроса. Историки не могут сделать однозначного вывода о происхождении казачества, как такового. Но практические все исследователи согласны с тем, что это явление уходит корнями либо во времена Древнерусского государства, либо — в еще более давние. Одни видят в них потомков хазар, смешавшихся с русичами, и осевшими на Северном Кавказе и Дону после разгрома Хазарии. Другие — наследников черных клобуков. Третьи — потомков «славянизированных» ираноязычных кочевников — скифов и сарматов (об этом свидетельствуют в том числе и лингвистические данные). Четвертые видят в них «внуков» древнерусских дружинников-пограничников, оставшихся жить на южном порубежье даже после распада государства…

А что говорят нам достоверные источники? В летописях киеворусского периода прямых указаний на казаков нет, хотя есть немало косвенных.

В 1303 году слова «казак» в значении «страж» появляется в словаре половецкого языка.

1308-ым годом датируется текст из Сугдеи (Крым): «В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками».

В Псковских летописях от 1406 года упоминаются прозвища и фамилии — производные от слова «казак».

С первой половины XV века казаки уже регулярно упоминаются в различных летописях. Возникают упоминания о «рязанских казаках», оказавших помощь рязанцам и московитам против татар.

При всем желании — нет никакой привязки ни к Украине, которой еще и в проекте не было, ни даже к территории, сегодня входящей в ее состав…

Запорожское казачество по самым смелым прикидкам стало формироваться в конце XV — начале XVІ века.

Начало активной деятельности запорожцев относится ориентировочно к середине XVІ века.

А с конца XVІ века они начинают принимать активное участие в национально-освободительной (а, скорее, религиозно-освободительной) войне православного славянского населения Поднепровья против католической Речи Посполитой.

И тут начинается самое любопытное — и самое неудобное для современных украинофилов-евроинтеграторов. В XVІ веке в результате Брестской и Люблинской уний большая часть территории современной Украины была объявлена польской, а Православная церковь на этой территории переподчинялась Папе Римскому, становясь «униатской» — частью католической. Простому населению — «гречкосеям» — жилось при «евроинтеграторах» несладко. От пыток, казней и насильственной католизации оно бежало к казакам, которые считали себя принципиально другим сословием, но беглецов принимали. Благодаря общей вере. А также — благодаря тому, что считали их… такими же русскими (руськими), как и они сами!

За 70 — 80 лет поляки достали местных православных так, что на Сечи и Поднепровье началось глобальное восстание под руководством Богдана Хмельницкого.

После года успешных боев, в начале 1649 года Хмельницкий заявил полякам буквально следующее (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87):

» я маленький, незаметный человек, но Богом дано мне, и отныне я единовладец самодержец руський … Я освобожу из польской неволи весь руський народ, если я воевал раньше за себя, то от ныне я воюю за нашу веру православную… … Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли «.

Вот так вот! Ни много ни мало! Гетман Хмельницкий — считал себя русским! Впрочем, как, судя по всему, и всех остальных казаков. И земли современной Украины — тоже называл русскими… В учебниках истории Украины об этом сегодня не вспоминают…

Более того, еще с 1648 года Хмельницкий от имени запорожцев писал письма российскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять их «под свою руку». В 1653 году по этим прошениям был дан «позитивный ответ». И в 1654 году Войско Запорожское (вместе с «землей руськой») по результатам Переяславской Рады ушло под руку российского царя.

Одним из самых гениальных творений о борьбе казаков против польского гнета является «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, гениального российского писателя, родившегося в Полтавской губернии — и происходившем из старого казацкого рода гетмана Остапа Гоголя.

Напоминать сюжет повести, думаю, не нужно. Так вот. В ней ни разу (!) не упоминается слово «украинец», как, впрочем, и «Украина». Используется написание — «Украйна» (разница красноречивая). Зато территорию современной Украины казаки в ней неоднократно называют именно «Русской землей». Есть вообще замечательная фраза:

» …как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне». (http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0040.shtml)

А еще:

» Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь !»

«Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему! »

Тарас Бульба, самый яркий литературный символ Запорожского казачества, искренне считал себя русским!

Но этого никто упорно не хочет видеть и замечать…

Сегодня, под предлогом «украинства» казачества горячие головы из «Правого сектора» и других подобных организаций заявляют претензии на Дон и Кубань. Мол, раз казаки, — то значит украинцы.

Но как отреагировали бы на такие претензии сами местные казаки? Открываем теперь Шолохова (http://www.lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/tihijdon12.txt):

» Сидел он на лошади присущей неказакам неловкой посадкой, болтал на рыси рваными локтями и, провожаемый назойливыми криками игравших на проулке казачат, ехал шибкой рысью.

— Хохол-мазница!

— Хохол!.. Хохол!..

— Упадешь!..

— Кобель на плетне!.. — вслед ему кричали ребятишки «.

Каково единение??? Сразу чувствуется украинский дух…

Или вот это:

«Оттого ездили на станцию по нескольку подвод вместе и тогда уж, встречаясь в степи, не боялись вступить в перебранку.

— Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?

Несладко бывало и украинцам, привозившим к Дону на Парамоновскую ссыпку пшеницу. Тут драки начинались безо всякой причины, просто потому, что «хохол»; а раз «хохол» — надо бить».

Разница, конечно, скорее, не национальная — а сословная. Относились так к «не казакам», пришлым с Запада крестьянам, но сам факт — очень характерный.

Казачество, большое казачество, в том числе и запорожское — нравится это кому-то или нет — явление русское. И к проповедуемому ныне в Киеве и Львове «евроукраинству» не имеет ни малейшего отношения. И рядиться в казаки майдановцу Гаврилюку с Буковины — то же самое, что рядиться в пираты или ковбои. Последнее, кстати, с учетом проповедуемых ценностей и происхождения спонсорской помощи — было бы куда уместнее.

Наша история — это часть нас. Причем — едва ли ни самая важная. Разрешая воровать ее — мы вкладываем неприятелю в руки оружие против себя самих. А, говоря правду, — побеждаем.