Донскис: понятие «свободолюбие» появилось именно в России

Литовский философ и эссеит, профессор Леонидас Донскис после пяти лет работы в Европарламенте вернулся в Литву и сразу же был избран председателем правления Института наблюдения за правами человека.

Для тех, кто знает Л.Донскиса лишь в качестве философа — это удивительно. Точно также удивительным это выглядит и для активистов-правозащитников. Права человека — это не философия, думают юристы и Л.Донскис с ними согласен. По его словам, термин «права человека» связан отнюдь не только с мыслью западной Европы.

«Есть много людей, которым все еще кажется, что права человека — это выдумка Запада. Хочу им сказать, что наибольшая роль в защите прав человека пришлась на русских и китайских диссидентов. Понятие «любовь к свободе» (свободолюбие) появилось именно в России. Правда, еще во времена А.Пушкина.

Несмотря на сложную политическую историю, вклад России в европейскую культуру огромен. Столь много дала эта страна диссидентов и правозащитников. Даже удивительно, как после эпохи Бориса Елцина путинская Россия начала унижать диссидентов, вместо того, чтобы ими гордиться. Но именно Россия дала миру Сахарова, Буковского, Ковалева, Солженицина», — говорил Л.Донскис в интервью сотруднице Института по наблюдения прав человка Йовите Валейкайте.

По мнению Л.Донкиса, сегодня в России об этих людях забыли.

«Да (о них забыли) как о моменте собственной слабости. Сегодня эта страна считает, что либерализм — это слабость. Так что, если мы будем говорить о диссидентах, то Россия, Китай, Южная Африка и Индия — это страны, которые вдохновили мир», — уверен философ.

На вопрос, как Литва выглядит со стороны в вопросе прав человека, Л.Донскис ответил:

«Литва — новая демократия, как и большинство стран Центральной и Восточной Европы. От России мы ушли очень далеко. Мы можем гордиться тем, что нам удалось понять процедурную грамматику демократии. Мы прекрасно себя чувствуем на выборах и референдумах, но несмортря на это, права человека для нас еще является новостью. Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и мы, страны Балтии, все еще болеем этой болезнью избирательности. По принципу пирога, мы выбрали начинку и изюм, но не хотим есть бисквита. Иными словами, защищаем то, что нам нравится, и не защищаем то, что не нравится.

С советских времен мы знаем, что такое защищать свободу веры и права, поскольку Церковь преследовали. Только лишь забываем, что в мире не одна религия и не одна идеология, на которую можно опираться. Также мы знаем, что такое цензура, поэтому сегодня может радоваться настоящей свободе слова.

(…) Так что, свобода слова, свобода вероисповведания и демократические процедуры выборов — это те изюминки из пирога, но права ЛГБТ для нас все еще кажутся ненастоящими правами человека. Это как эстравагантность, наследованная у Запада, как и права женщин и детей».