Сергей Минаев: это мои слезы

Вчера я был на премьерном показе «Цитадели», которая выйдет на экраны, по-моему, 3 мая. Уже 4-го вы прочтете в блогах, что Михалков сошел с ума, раздулся в гиперболу от собственного величия, упивался отсылом к собственным образам времен «Жестокого романса». Прочтете о том, что пулеметы у немцев были не такие, форма у русских вообще не того времени, самолеты так не бомбят, а деньги на спецэффекты были поворованы, потому что ни одного спецэффекта на экране Михалков так и не создал. В общем, вы прочтете много такой и подобной х…ни о кино.

Меня совершенно не волнует несовпадение деталей формы и вооружения, я оставляю это историкам. Всем любителям гиперэффектов и технологий рекомендую пересмотреть «Аватар». Основной эффект, которого добился Михалков, – это мои слезы. Три раза за два с половиной часа.

Это один из немногих фильмов, которые не просто про войну. Это кино о нации. Запуганной, задавленной, забитой на Лубянках и сгнобленной в лагерях. О нации, которая ни сделала ни шагу назад. Потому что позади нее отряды СМЕРШ, а впереди армия, за три месяца захватившая Европу. О нации, у которой там, сзади, в прошлом, дети и жены, и родители, а впереди танки Вермахта и ни одного шанса выжить. Это кино о нации, победившей вопреки. И «Бусидо» по сравнению с путем советского солдата – комикс с картинками.

Наверное, так погибал мой прадед в Вяземском котле. Наверное, так погибали ваши деды.

Это кино о тех вещах, которые нельзя не знать и преступно не помнить.

На следующей неделе всем наверняка будет невероятно смешно читать юморески про самовзрывающуюся крепость, на которую шли 15 тысяч вооруженных палками людей во главе с генералом Котовым.

И это, в общем, одна из главных идей фильма: брошенная нация, которая с палкой в руках победила немецкий танк. Просто потому что если не они, наспех укомплектованные и брошенные в пекло, то кто?

Это кино про смыслы. Смыслы жизни, которые о…ительно трудно искать, сидя в ресторане за бокалом вина, лениво скроля уютный бложик. Смыслы, которые слишком просто открываются, когда жить тебе – всего только 15 секунд.

Миллионы свой смысл нашли там – на полях Подмосковья и Подберлинья. Не особо утруждаясь поисками.

Никита Сергеевич, вы в самом деле сняли великое кино о великой войне. И о великом себе, кстати, тоже.

И после этого кино пусть Михалков катается хоть с мигалками, хоть на реактивной птице – тройке с бубенцами. К тому, что он после себя оставит, это уже не имеет никакого отношения.