Ногайцы под прицелом

Ногайское население на востоке Ставрополья восстает. Кто и зачем их толкает к бунту?

Нефтекумский район Ставрополья снова закипает. В результате полицейской спецоперации был убит 33-летний уроженец аула Кара-Тюбе Алмаз Абдулнасыров. Силовики считают, что он принадлежал к вооруженному бандподполью. А местные ногайцы уверены в обратном, считая убийство сознательной провокацией властей. Кто сегодня заинтересован в «раскачивании» ситуации на востоке Ставрополья?

Разжигатели и «карманная» пресса

Чтобы оценить общественные настроения, царящие сегодня в Нефтекумском районе, нужно вернуться на месяц назад. 15 июня на заброшенном посту ДПС в районе села Ачикулак был найден застреленным житель аула Тукуй-Мектеб, табасаранец по национальности Замирбек Таибов. Двумя днями ранее он выехал из дома (как он сказал родственникам, якобы на встречу с оперативными сотрудниками районного отдела ФСБ) и исчез в неизвестном направлении.

После этого ситуация в Нефтекумье накалилась до предела: ногайцы со всего востока края и даже из пограничного Ногайского района Дагестана организовали два народных схода, на которые прибыл начальник краевого Главного управления МВД по краю, генерал-лейтенант Александр Олдак. Он терпеливо выслушал все претензии местных жителей, которые ставили властям жесткие и даже жестокие ультиматумы.

В месячный срок Олдак обещал повторно встретиться с жителями Тукуй-Мектеба и отчитаться о ходе расследования убийства. А также по всем прочим резонансным делам последних месяцев, в том числе по убийствам двух лидеров ногайской автономии края, соучредителей сельскохозяйственного кооператива «Возрождение» из села Махмуд-Мектеб Султана Аджахметова и Гадильбека Шандиева. Важно, что Шандиев был одним из учредителей ногайской национально-культурной автономии Нефтекумского района, а Аджахметов – председателем краевой ногайской автономии (зарегистрированной в ауле Новкус-Артезиан, где ранее жил бизнесмен).

Во вторник Александр Олдак провел встречу с журналистами края. Корреспондент «Кавказской политики» задал ему вопрос о криминогенной ситуации в Нефтекумском районе. И услышал такой ответ (дословно): «Возможно, в субботу поеду туда я. Встречаюсь с инициативной группой, которая была избрана на последнем сходе. Что касается конкретных фамилий, там были письменные обращения ко мне, и мы по каждому из них дали письменные ответы тем, кто обратился: близким, родственникам, друзьям данных граждан. Обстановка находится под контролем и глав администраций населенных пунктов, и главы Нефтекумского района, и, без сомнения, начальника полиции и его подчиненных. И если мы не будем там разжигать межнациональную рознь, то обстановка будет там достаточно спокойная».

На селекторной связи со студией краевого ГУ МВД были все районные отделы полиции. Генерал обратился к журналистам, сидевшим в кабинете начальника Нефтекумской полиции полковника Владимира Андреева: есть ли у них вопросы о ситуации в районе. Те замотали головами: мол, никаких вопросов. Что очень странно, ибо сегодня Нефтекумье – территория, проблемы которой просто вопиют к краевым властям. А вот у местной «карманной» прессы все окей.

Старейшины требуют полпреда

Похоже, в субботу генералу Олдаку придется отчитываться перед местным населением и по другому резонансному убийству, которое произошло в понедельник, 21 июля. В результате спецоперации, проведённой сотрудниками Главного управления МВД по СКФО в окрестностях села Падинского в Новоселицком районе, был убит 33-летний житель аула Кара-Тюбе Алмаз Абдулнасыров. По сообщению пресс-службы полицейского главка и Следственного комитета, молодой человек был окружен в лесополосе, начал отстреливаться от преследователей из пистолета ТТ. Затем, когда он попытался метнуть в спецназовцев гранату, он был застрелен ответным огнем.

Вечером того же дня у администрации Кара-Тюбе состоялся стихийный народный сход, а в среду ногайские старейшины из разных районов края приехали в Нефтекумск на встречу с министром по развитию восточных районов края Александром Коробейниковым, который проводил здесь оперативное совещание по криминогенной ситуации.

По словам старейшин, сегодня ногайская молодежь в Нефтекумье кипит, разгоряченная двумя последующими друг за другом смертями мусульманских активистов, в которых обвиняют именно силовиков. В красках ногайцы описали биографию убитого молодого человека. Он женат, имеет собственную бахчу, и на минувших выходных поехал продавать выращенные дыни на рынок в соседний район. Утром понедельника позвонил матери (отец погиб в автокатастрофе) и сказал, что с выручкой возвращается домой в аул. Когда спустя час, два, три он не вернулся домой, мать и жена начали бить тревогу. Тело сына матери выдали в Новоселицком только днем в среду, она отвезла его в Кара-Тюбе.

Чтобы проводить молодого человека в последний путь, в Кара-Тюбе приехало около двухсот ногайцев со всего Нефтекумского района. Заранее в село были стянуты дополнительные силы полиции, выставлены усиленные патрули, но обошлось без эксцессов. Впрочем, это не означает, что проблемы закончились: местный мусульманский активист Равиль Кайбалиев обещал собрать местную молодежь на народный сход, чтобы призвать власти к ответу. Кайбалиев имеет уголовный срок за хранение оружия, а два года назад стал одним из медийных «лиц» скандальной истории с запретом ношения хиджабов в школе Кара-Тюбе.

Не потому ли и все ногайские старейшины (один прибыл даже из села Канглы Минераловодского района) в беседе с министром Александром Коробейниковым не скрывали эмоций. Говорили, что местная молодежь уже разгорячена до крайнего предела, готова идти перекрывать дороги, а в смерти Таибова и Абдулнасырова винит исключительно власть. Из уст почтенных людей звучали даже слова о том, что, мол, на востоке Ставрополья идет целенаправленный «отстрел» ногайцев. И какие же титанические усилия чиновники сегодня должны приложить, чтобы переубедить людей?!

А ведь старейшины и сами хотят написать коллективное письмо от имени общественности района полпреду в СКФО Сергею Меликову, требуя взять под особый контроль криминогенную ситуацию в Нефтекумье.

Так был ли «Ногайский батальон»?!

Какие бы слухи сегодня ни барражировали среди ногайского населения Нефтекумья, сами силовики уверены, что убийство Замира Таибова было необходимо радикалам, чтобы организовать масштабную провокацию, «раскачивая» восток Ставрополья. «Эта ситуация была разыграна, чтобы убрать сильную власть, чтобы начать здесь снова партизанскую войну. Радикалам не нравится контроль, что и дома, и машины их проверяют! А если мы ситуацию отпустим, то опять, как десять лет назад, здесь начнут сколачивать банды и собирать деньги с директоров колхозов. И люди отсюда с чемоданами поедут, как из Славянска или Донецка! Поэтому простым людям, и особенно молодежи, нужно объяснять, что когда здесь будет сильная власть и сильные правоохранительные органы, здесь не будет бандитов», – заявил на оперативном совещании в администрации района начальник районной полиции Владимир Андреев.

С полицейским офицером не поспоришь. К чему приводят провокации, он и сам напомнил, рассказав о боях в Тукуй-Мектебе в 2006 году, когда ставропольский ОМОН противостоял бойцам так называемого «Ногайского батальона». Не забывайте, что всего через полтора месяца предстоят выборы губернатора края, и есть уже множество желающих «раскачать» ситуацию.

Глава одного из сельсоветов говорит, что местные фермеры сегодня крайне недовольны задержками с выплатой бюджетных субсидий на овцеводство (это 60 рублей на одну овцематку). Среди бесхитростных селян поэтому и летает слух, будто денег лишил их врио губернатора края Владимир Владимиров. Хотя все с точностью до наоборот: как раз Владимиров потребовал поставить выплату субсидий под жесткий контроль.

После этого Управление экономической безопасности (УЭБиПК) краевой полиции принялось массово разрабатывать оперативную информацию, которая прежде лежала у них под сукном. Возбуждено уже около 60 уголовных дел в отношении местных аграриев, которые под фиктивные заявки получали из краевого бюджета огромные субсидии якобы на развитие животноводства и овощеводства.

Радикалов рождает безысходность

К расследованию массовых мошенничеств с субсидиями подключились уже и управление ФСБ, и краевая Контрольно-счетная палата. А ведь это многомиллионные суммы, которые не просто растекаются по карманам местечковых мошенников, но и «питают» бандитское подполье.

Как всегда водится, наведение порядка порождает недовольных. А то и откровенных подстрекателей. Скажем, глава администрации Левокумского района Николай Напханюк, который на одном из селекторных совещаний у Владимира Владимирова потребовал максимально жестко навести порядок с выплатой субсидий, спустя несколько дней стал жертвой провокации. Неизвестные подожгли поля ЗАО «Октябрьский», который возглавляет сын Напханюка (а сам он был руководителем и совладельцем сельхозпредприятия до назначения главой администрации), ущерб составил почти 1,4 млн рублей.

Причем столь дерзких преступлений в Левокумском районе не было никогда! Это ли не свидетельство, сколь вольготно чувствует себя на востоке Ставрополья криминал, который прикрывается то зеленым знаменем ислама, то лозунгами о притеснении ногайского народа. А ведь и убийство Тебуева, и поджоги колхозных полей, и мошенничества с субсидиями – явления одного порядка.

Будет ли жизнь на востоке Ставрополья снова спокойной? Пришедшие на встречу с Александром Коробейниковым ногайские старейшины говорили, что сегодня в отсутствие социальной инфраструктуры местной молодежи ничего иного не остается, как искать прибежище в исламе. Естественно, тут как тут и провокаторы, и подстрекатели, и радикалы. Главный вопрос такой: как вернуть жителям депрессивных аграрных территорий веру в завтрашний день?