Воротанский каскад ГЭС

Как каскад стал полем для противостояния внешних игроков

В Армении не утихают страсти относительно законности сделки о продаже правительством Воротанского каскада ГЭС (КГЭС) американской компании Contour Global Hydro Cascade (CGHC). Мощность трехступенчатого каскада ГЭС на реке Воротан в Сюникской области 404,2 мВт, а среднегодовая проектная выработка — 1,16 млрд кВтч. 29 января правительство и CGHC подписали контракт, по которому компания обязалась заплатить за покупку КГЭС 180 млн дол. и в течение шести лет вложить в модернизацию объекта 70 млн дол. инвестиций. Если через 75 дней после подписания сделка не будет завершена, одна из сторон имеет право ее приостановить. Сделка должна была быть заключена к середине апреля, но до сих пор этого не произошло.

Министр юстиции Ованнес Манукян объяснил затягивание процесса продажи необходимостью уточнения объектов каскада, подлежащих приватизации. Однако отсутствие объяснений породило внешнеполитическую версию. Недавно посол США в Армении Джон Хефферн предупредил армянскую сторону о негативных последствиях возможного отказа от подписания документа: «Если с этим соглашением ничего не выйдет, то это станет очень серьезным сигналом для западных инвесторов. Соглашение продемонстрирует возможности и способности Армении в вопросах осуществления подобных крупных договоренностей. Это покажет, насколько Армения готова к крупным и серьезным сделкам».

По убеждению экономического обозревателя интернет — издания «1in.am» Грайра Манукяна, причиной затягивания окончательного оформления сделки стало давление Кремля, обеспокоенного возможным усилением экономического влияния США в Армении.

Но первоочередным для Армении остается вопрос о законности сделки — договор о продаже каскада был заключен в обход парламента. Воротанского КГЭС не было в списке предприятий, подлежащих приватизации, и правительство заключило контракт с американской компанией, минуя необходимую парламентскую процедуру. Непрозрачность сделки настолько очевидна, что против нее выступили оба бывших президента Армении. «Продажей Воротанского каскада Армения утратила свой суверенитет. Это не что иное как преступление века»,- заявил Левон Тер-Петросян.
По словам Роберта Кочаряна, самый привлекательный энергетический актив Армении продается крайне сомнительным образом: «Причастные к продаже лица вряд ли избегут ответственности. Да и для покупателя это очень сомнительное по форме приобретение».

Активизацию США в экономической сфере, интерес американского бизнеса к стратегическим энергетическим объектам Армении эксперты объясняют вероятным вступлением в Евразийский экономический союз. Логика действий внешних игроков вполне оправдана, ибо направлена на сохранение и увеличение своего влияния в Армении. Непонятна здесь только логика официального Еревана. Исходя из каких интересов действует руководство Армении?

По словам бывшего сотрудника Министерства энергетики Александра Карапетяна, на рубеже 2000-х правительство в результате серьезного изучения вопроса о роли и значении для энергетической системы Воротанского КГЭС, основываясь на мнении специалистов, приняло решение о том, что каскад не должен и не может быть передан частному лицу, поскольку КГЭС является регулятором энергосистемы: «Если работа каскада будет нацелена на получение прибыли, этот объект не сможет нормально регулировать пики и провалы в энергетической системе. Мощность его использования зависит от потребностей системы. Это ключевой объект нашей системы, который имеет важное стратегическое значение».

При таком раскладе внешнеполитическая составляющая не соотносится с интересами Армении, которые требуют, чтобы Воротанский КГЭС оставался в ведении государства.