Один важный аспект крушения Боинга под Донецком

Ответственность за произошедшую 17 июля катастрофу с Боингом несет целиком Правительство и Президент Украины, вне зависимости от обстоятельств трагедии. Как бы ни кривили душой украинские власти в попытках обвинить в случившемся Россию и ополчение, в воздухе повис один из главных вопросов: Кто разрешил полеты над территорией, на которой происходит военный конфликт?

Несложно догадаться, что летать над конфликтными территориями крайне опасно. Может случиться все что угодно, особенно если известно, что над такой территорией уже неоднократно сбивались самолеты.

Поэтому согласно Конвенции о международной гражданской авиации любые полеты над зонами боевых действий запрещены.

8 июля в СМИ прошло сообщение о том, что «Госавиаслужба Украины закрыла воздушное пространство на востоке страны. Данное решение мотивировали в ведомстве проведением силовой операции в регионе». Казалось бы, вопрос должен был быть исчерпан. В стране идут боевые действия – логично, что полеты гражданской авиации нужно ограничить, пока ситуация не стабилизируется.

Но через 9 дней, вопреки решению о закрытии воздушного пространства, был сбит пассажирский самолет. Как это могло произойти? для этого нужно ответить на другой вопрос.

А Был ли запрет на полеты?

Запрет или ограничение полетов над определенной территорией это не просто информационное сообщение в СМИ, а четко регламентированная международными правилами процедура. Согласно пункту 10.3 руководства Международной организация гражданской авиации (ICAO) по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов:

Государство, отвечающее за обслуживание воздушного движения, должно определить географический район конфликта, оценить опасность или потенциальную опасность для выполнения полетов гражданских воздушных судов международной авиации и определить, следует ли избегать полетов в районе конфликта или через него или полеты могут продолжаться при соблюдении определенных условий.

Если угроза безопасности воздушному движению сущестует, то должно быть выпущено международное извещение NОТАМ (NOtice To AirMen — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации), содержащее необходимую информацию, рекомендации и меры безопасности, которые необходимо принять; впоследствии оно должно обновляться с учетом хода событий.

Логично, что Госавиаслужба Украины, отвечающая за авиационную безопасность, в случае введения ограничения полетов в связи с военными действиями, должна была составить NОТАМ и предоставить украинским и зарубежным службам организации полетов.

Однако, если обратиться к сайту Евроконтроля (Европейская организация по безопасности воздушной навигации), которая публикует информацию о текущей ситуации с воздушным траффиком в Европе, то информация по поводу ограничения полетов на Украине в первой половине июля — отсутствует. Запрет полетов по маршрутам, пролегающим через Восток страны был введен уже после катастрофы, 18 июля. Вот соответствующее сообщение с картой, где обозначена запретная зона и закрытые маршруты. Ранее, когда заявлялось об ограничении полетов – ничего подобного опубликовано не было. Летай – не хочу, в зоне дислокаций ЗРК БУК…

Также никаких сообщений или пресс-релизов об ограничении полетов на официальных сайтах Госавиаслужбы и Украэроруха, отвечающего за организацию воздушного движения, – не появилось. Выходит, руководство этих структур ограничилось устным заявлением для СМИ.

Очевидно, что эти факты могут сыграть немалую роль при расследовании обстоятельств авиакатастрофы и определении виновных. И явно не красят громкие политические заявления Президента Украины о его полной уверенности в вине России и ополчения. Потому что история уже пахнет элементарной халатностью украинских авиаслужб, которые странным образом ограничили полеты – не согласно принятым инструкциям, а как бы между делом и задним числом.

Если верить телеканалу LifeNews, то «Украинское авиационное предприятие «Украэрорух» 17 июля распространило по авиакомпаниям письмо, датированное 14 июля. В письме содержалась рекомендация не совершать полёты над территориями Донецкой и Луганских областей». Любопытно на каких фактах основана «рекомендация», и можно ли было украинским авиавластям ограничиться «рекомендацией», если известно о том, что в спецоперации задействованы ЗРК БУК украинской армии, и уж тем более если были распущены слухи о захвате ЗРК БУК силами ополчения.

Западным экспертам, которые подключились к разбирательству с Боингом, также стоило бы взять «показания» у Министерства обороны. Уведомило ли военное ведомство Украины в должном виде украинские авиаслужбы о степени опасности военного конфликта на Юго-Востоке для гражданской авиации?

Согласно вышеупомянутой инструкции ICAO, Координация действий между соответствующими полномочными военными органами и органами ОВД (прим. Организация Воздушного Движения) необходима для обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов, когда любыми военными органами планируется и осуществляется деятельность, потенциально опасная для таких полетов.

Если планируется осуществление потенциально опасной деятельности на регулярной или продолжительной основе, то перед координационной группой должна быть поставлена задача по обеспечению должного согласования оперативных потребностей всех заинтересованных сторон. Эта группа должна состоять из представителей заинтересованной(ых) военной(ых) организации(ий), соответствующих полномочных органов ОВД и эксплуатантов гражданских воздушных судов.

Вот пример адекватной реакции на опасность полетов в зоне военных конфликтов:

Федеральное авиационное управление (ФАУ) США распространило телеграмму «НОТАМ», «запрещающую американским авиакомпаниям направлять самолеты в израильский аэропорт Бен-Гурион или совершать из него вылеты в течение 24 часов». Об этом говорится в пресс-релизе ведомства.

Безопасность или прибыль?

4 июня на сайте Украероруха появилось следующее сообщение:

Украерорух гарантирует безопасность в украинском небе при любых условиях. Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) сообщает, что предприятие продолжает предоставлять весь спектр услуг по аэронавигационному обслуживанию и обеспечивает на должном уровне безопасность полетов воздушных судов в воздушном пространстве Украины, аэродромах Украины и в международном воздушном пространстве над открытым морем, а также гарантирует бесперебойное функционирование подразделений Объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины. Независимо от внешнего вмешательства в работу органов обслуживания воздушного движения в Крыму и на Востоке Украины.

Как оказалось, после трагедии 17 июля крайне сложно гарантировать безопасность полетов над конфликтной территорией, при этом не запрещая над ней летать…

Собственно, даже исходя из сообщения авиационных властей Украины в СМИ, толком никакого запрета и не было. По информации украинского информагентства УНИАН: Государственная авиационная служба расширила территорию воздушного пространства, на котором запретила гражданским самолетам полеты ниже 7,9 тыс. м от поверхности земли над зоной АТО. Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк сообщил: «самолеты, которые летят транзитом выше 290 эшелона – там, где в основном летят Boeing и Airbus (выше 8850 м), лететь можно.

Запрет, который был формально озвучен Госавиаслужбой, касался преимущественно региональных авиалиний, которые используют ближнемагистральные самолеты с потолком высоты в 7-8 тысяч метров. Это не касается дальнемагистральных лайнеров, которые составляют львиную долю рейсов, осуществляемых над территорией Украины. К такому типу относился и разбившийся Boeing 777.

Как известно, за авиадиспетчерское сопровождение взимается плата. На Украине авиадиспетчерское сопровождение обеспечивает государственная компания Украэрорух. Причем, оказывается, организация полетов – дело не только важное, но и весьма доходное. Тем более, если львиная доля рейсов – осуществляется нерезидентами, крупными иностранными авиакомпаниями.

По данным Украэроруха за 2013 г. в структуре полетов по территории Украины – нерезиденты осуществляют 81,3% рейсов. В 2013 году доход предприятия составил около 2,7 млрд гривен (337,5 млн долларов), чистая прибыль — 379 млн гривен (47,3 млн. долларов). Причем согласно статистике количество полетов год от года стабильно растет.

Неудивительно, что за предприятием, монопольно контролирующим организацию полетов, развернулась нешуточная борьба. После февральской «революции», в конце мая, стратегическое предприятие фактически подверглось рейдерскому захвату.

Вот, что об этом писали украинские СМИ: «Министерство инфраструктуры пытается незаконным способом отправить в отставку генерального директора «Украэроруху» Чередниченко Юрия Анатольевича» — сообщил редакции «Версий» информированный источник в дирекции этого госпредприятия.

По словам источника, формальным поводом для увольнения послужила незаконная передача на баланс предприятия медчасти. На самом деле, происходит попытка дележа мест в данной структуре по партийным квотам.

«Фактически идет речь об угрозе безопасности воздушного движения в Украине, поскольку на место профессионала, подготовка которого требует не один год, пытаются поставить человека лишь на том основании, что он идет по квоте «Фронта змин» (бывшая партия Арсения Яценюка). Все авиадиспетчера возмущены. За все годы независимости еще не было такого, чтобы профессионала принуждали уйти с занимаемой должности ради каких-то партийных договоренностей. Как может идти речь о квотах, когда дело касается безопасности пассажирских авиаперевозок?» — отмечает источник.

В последствии Чередниченко инкриминировали нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности «Украэроруха». Кроме этого, бывший и.о. администрации президента Пашинский обвинил его в госизмене, а министр обороны Коваль возложил на авиадиспетчеров вину за сбитый боевиками в Луганске ИЛ-76. – писали в УНИАН.

Вывод

Революция на Украине не изменила ничего. Коррумпированное государство, которое родилось в 1991 году, живет и здравствует. Цена человеческой жизни по-прежнему ничего не стоит. Об этом свидетельствуют действия госструктур после катастрофы с Боингом. Небо для полетов гражданской авиации объявили закрытым, после гибели почти 300 сотен людей.

«Новое» украинское государство, рожденное майданом, рвется в Европейский союз, однако по привычке сохраняя прежнее отношение ко многим вещам, парадоксальным образом оказывается соучастником убийства сотен граждан евросоюза. При этом звучат бездоказательные обвинения в адрес ополчения и России. Но даже не касаясь деталей крушения, видно, что вина за эту трагедию лежит на украинском государстве.

Может именно тот факт, что бездарность украинского руководства, развязавшего АТО и не запретившего гражданские полеты, в результате унесшая «бесценные» жизни европейских граждан – заставит руководство Евросоюза задуматься на тем, какой монстр был порожден майданом. Ведь стало только хуже…