Отправка в армию стала способом борьбы с инакомыслием

В разгар чемпионата мира по футболу первый вице-президент «Динамо» Геннадий Соловьёв, генерал-лейтенант ФСБ в запасе, заявил, что все футболисты должны проходить службу в армии. С учётом того, как на мундиале выступила сборная Россия, это заявление генерала одной из самых могущественных силовых структур можно рассматривать как угрозу спортсменам. «Наша Версия» выясняла, когда ещё служба в армии рассматривалась как инструмент давления.

Генерал считает, что армия дисциплинирует спортсменов, поскольку там «человек улучшается не только физически, но и духовно». По его мнению, спортсменов нужно «ставить в строй» в призывном возрасте, в 18–19 лет. Автор этой инициативы уверен, что в воинском коллективе футболисты приобретут те качества, которых им сегодня недостаёт.

Напомним, что традиция пугать службой в армии существовала и во времена Советского Союза, – повесткой стращали, например, нерадивых студентов. Страх отчисления и перспектива два долгих года не вылезать из кирзовых сапог не одному студенту помог преодолеть лень и окончить институт. Сегодня после отчисления из института за неуспеваемость также можно запросто загреметь в войска. Причём в наши дни даже у абитуриентов угроза службы в армии вызывает желание во что бы то ни стало поступить хоть куда, только б не в войска. Напомним, что сейчас сроки весеннего призыва значительно расширены. Чтобы обеспечить конституционное право призывников на получение высшего образования, отправка вчерашних школьников в войска перенесена на середину лета – призыв заканчивается 15 июля. При этом потенциальных солдат, которые представили в военные комиссариаты справки об успешной сдаче ЕГЭ и заявления о намерении поступить в учебные заведения, в течение текущего года не включают в план призыва. А те призывники, которые учились плохо и не набрали позволяющего идти в вуз количества баллов по ЕГЭ, призываются на срочную военную службу в первоочередном порядке.

Белая лента – шинель вскатку

В последнее время всё активнее применяется угроза отправки в армию по отношению к тем, кто активно заявляет о своей гражданской позиции, например выходит на митинги. Впервые эта технология была опробована в Белоруссии. В 2011 году в Минобороны этой страны заявили, что намерены призвать на срочную военную службу или привлечь к ответственности уклонистов из числа задержанных участников акции «Революции через социальные сети». Среди задержанных лиц, участвовавших в акциях гражданского неповиновения, было выявлено несколько десятков человек, которые уклонялись от призыва на срочную военную службу. Из МВД эти люди были переданы в военные комиссариаты для принятия решения о призыве их на срочную военную службу. Также в белорусском военном ведомстве заявили, что и впредь будут интересоваться участниками подобных акций, чтобы помочь «сомневающимся» молодым людям выполнить свой конституционный долг, а в государстве обеспечить законность и правопорядок.

В 2012 году в разгар протестных настроений в России «белоленточные» тоже были напуганы слухами о массовом призыве. Будто бы во время митингов военкоматы Москвы проводили подготовленные в условиях строжайшей секретности операции по отлову уклонистов. Молодым людям призывного возраста – от 18 до 27 лет – якобы вручали повестки прямо на площадях. А нарушителей старше 27 лет, по слухам, в срочном порядке отправляли в дальние гарнизоны – в Сибири, Забайкалье и на Северном Кавказе – на продолжительные военные сборы. Многие участники митингов тогда жаловались на нарушения их прав.

Кто не скачет, тот «сапог»

Особенно же преуспела в превращении призывной повестки в жупел Украина. Во время подготовки к референдуму в Крыму проукраинские активисты пытались повлиять на жителей полуострова, используя армейский фактор. Например, были напечатаны агитационные листовки против воссоединения полуострова с Россией. Крымчан пугали ухудшением условий жизни, тем, что «грядут внутренние конфликты, расколы и нестабильность». Но кроме всего прочего авторы страшили и Российской армией, предрекая матерям, сыновьям которых в ближайшее время исполнится 18, что «завтра ваш сын пойдёт служить в Российскую армию на Дальний Восток или на Кавказ». Между тем напомним, что призыв на присоединённых к России территориях прекращён минимум до 2015 года.

Заметим, что власти Украины, стремящейся в «демократическую и законопослушную Европу», весьма творчески совершенствуют давний метод устрашения нерадивых студентов. Правда, теперь там таким образом в основном воюют с политическими оппонентами. Впервые этот подход был опробован на родственниках экс-министра обороны, а ныне депутата Верховной рады Украины Анатолия Гриценко, критиковавшего и.о. президента Александра Турчинова за посредственное руководство антитеррористической операцией (АТО). В ответ на очередную критику в армию призвали сына бывшего военачальника, Алексея Гриценко, одного из организаторов и активистов Автомайдана.

Позже повестки в военкоматы получили шестеро участников львовской организации «Автономное сопротивление», которые решительно выступали за отставку действующего председателя Львовской областной администрации. Неожиданно всем активистам одновременно пришли повестки. При этом никто из них никогда не служил, и по большому счёту они не подлежали мобилизации. Также глава следственной комиссии Верховной рады Геннадий Москаль, расследующий преступления во время Майдана, обращал внимание на то, что, стоит только пригласить на собеседование ключевого свидетеля тех событий, как по какому-то закону подлости его тут же призывают в армию.

Повестки для Майдана

На прошлой неделе глава министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков обвинил активистов, продолжающих жить в палаточном лагере на майдане Незалежности, в дискредитации принципов Евромайдана, по которым он создавался в ноябре прошлого года. Утверждал, что нынешний Майдан будто бы является вообще проектом ФСБ, и предложил призвать майдановцев и отправить воевать на восток Украины. Протестующие выразили возмущение заявлением чиновника, но согласились ехать в зону АТО, правда, при условии, что Аваков и депутаты Верховной рады также направят своих сыновей на войну.

Недавно в открытом доступе появился документ, поражающий своей циничностью, подписанный бывшим временно исполняющим обязанности министра обороны Украины генерал-полковником Михаилом Ковалем. Военные предлагали (видимо, в отместку за происходящее на их малой родине) объявить обязательную мобилизацию в вооружённые силы Украины для всех мужчин – беженцев с территории АТО призывного возраста для участия в боевых действиях сроком на два месяца. В отношении лиц, уклоняющихся от мобилизации, СБУ предлагалось проводить тщательные фильтрационные мероприятия, в случае отказа служить – применять меры в рамках действующего уголовного законодательства. Тем же, кто не согласится воевать, грозят не предоставлять статус беженцев и полагающиеся социальные гарантии.

Справка

Александр ПЕРЕНДЖИЕВ, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Возможно, проблему нужно ставить шире, рассматривать её как необходимость защиты каждого гражданина от правового произвола. В любом случае армия не должна рассматриваться в качестве наказания неугодных власти или обществу людей. Ведь, по сути, военная служба – это временная смена рода деятельности, а военнослужащие, которые отдают гражданский долг государству в соответствии с законами своей страны, обладают такими же правами, как и обычные гражданине. Армия – это институт патриотически настроенных людей, которые готовы с оружием в руках защищать своё Отечество, но никак не место для жёсткого воспитания, как у нас пытаются представить. Очевидно, подобные запугивания действуют, и это говорит о том, что в головах людей армия выполняет функции пенитенциарного учреждения. Если мы хотим, чтобы боевой дух и имидж армии действительно были высокими, надо не просто прекратить пугать военной службой, а убрать даже намёки на такие действия.