Песочница вместо Железного Феликса

Едва памятник Дзержинскому в 1991 году убрали с Лубянской площади, как вспыхнули споры о том, чем заполнить опустевшее место, и не стоит ли вернуть обратно статую Железного Феликса. Солидная копилка идей по обустройству Лубянки на днях пополнилась еще одной. Как стало известно «МК», молодые архитекторы предлагают радикально «очистить ауру» площади, превратив ее в огромную детскую площадку.

Детский мир, Политехнический музей, главное здание ФСБ с одной стороны и Соловецкий камень — с другой, оживленная трасса на месте, где когда-то возвышался памятник Дзержинскому. Так выглядит сегодня Лубянская площадь. Комиссия при Мосгордуме в очередной раз отказалась от идеи возвращать памятник на площадь, и многие архитекторы с этим согласились. «Новые смыслы в городе не должны появляться волевым решением властей, — говорит архитектор Олег Распопов. — Возвращение памятника однозначно не нужно. Это как с полем, которое должно отдохнуть после посевов. Важно не навязать решение, а запустить механизм переосмысления, сбора идей и их классификации».

Именно такой механизм попытались выработать организаторы летней архитектурной школы «Фундамент архитектурного будущего». Под их руководством молодые архитекторы предложили новый взгляд на то, каким смыслом должна заполниться историческая площадь.

«Излечить Лубянскую площадь, наполнить ее новым, светлым смыслом могут дети», — уверены молодые градостроители. На площади должны разместиться разнообразные игровые зоны для детей: пространство для рисования на песке, мини-парк, где дети смогут выбрать свою будущую профессию, а центром самой крупной в Москве детской площадки должна стать оригинальная конструкция — трансформируемое дерево. Летом конструкция будет служить игровым многоярусным комплексом, а зимой — новогодней елкой. Оживленный транспортный поток по Театральному проезду авторы идеи предложили пустить по подземному тоннелю, а со стороны Большой Лубянки и Лубянского проезда пространство детского городка будет защищено шумоизоляционными перегородками, которые в то же время будут служить стеной для рисования.

В проект архитекторов вошел и сквер возле памятника жертвам политических репрессий — Соловецкого камня. По задумке авторов проекта, эта территория не претерпит внешних изменений, но с появлением на Лубянской площади детей это место станет символом преемственности поколений и связи с историей.

Собственно, организовать детскую площадку несложно. Если бы еще по площади машины не ездили.

В качестве одной из главных сложностей в реализации задумки молодых зодчих эксперты называют решение по распределению транспортных потоков: «Надо понимать, что тоннель под землей предполагает большие участки земли для въезда и выезда из тоннеля, которые займут порядка 200–500 метров от улицы. Конечно, это проблематично».

Лет десять назад, кстати, уже появился проект организации огромного подземного паркинга под Лубянкой. Как вариант, въезд в паркинг предполагалось сделать аккурат под местом, где располагался памятник Феликсу Эдмундовичу. Но этот проект так и остался невостребованным.

Но участники летней архитектурной школы скорее декларируют идею детской площадки, чем собираются претворять ее в жизнь. По мнению организаторов школы, архитектура и организация городского пространства способны повлиять на политические настроения в обществе. «Наша школа скорее провокация к действию. Ведь и архитекторы, и жители должны принять новую парадигму этого места, — рассказал «МК» куратор школы Влад Кунин. — Генерация смыслов должна жить и рождаться. Нельзя делать так, как делается у нас, — взять и отдать Триумфальную площадь какому-то иностранному бюро. Во многом среда нас сама формирует. Дело в том, что за 20 лет мы уничтожили самоощущение себя в городе. Только новые смыслы и генерация разных идей дают возможность жить и существовать в городском социуме».