Жажда после Олимпиады

Селу Ахштырь, пострадавшему от олимпийской стройки, нужна гуманитарная помощь — вода.

В горном селе Ахштырь под Сочи кончается вода, привезенная три дня назад в качестве гуманитарной помощи общественным гражданским движением «Закон и порядок». Собственные ахштырские колодцы опустели из-за строительства олимпийских объектов, а власти, несмотря на международную огласку этой проблемы, от подвоза воды за свой счет отказались, пообещав построить центральный водопровод. Между тем активисты готовы обратиться в прокуратуру с просьбой проверить действия администрации по статье «оставление в опасности».

Гуманитарная вода

За водоснабжение части олимпийской столицы-2014 пришлось взяться общественникам. 15 июля в село Ахштырь Адлерского района Сочи активисты гражданского движения «Закон и порядок» доставили две цистерны с питьевой водой. Этого хватило лишь на несколько дней, поэтому для спасения жителей от жары объявлена благотворительная акция «Воду Ахштырю».

Африканские проблемы достались горному селу в наследие от Зимней Олимпиады. Во время строительства «Совмещенной дороги Адлер-Красная Поляна» сдвинулись пласты земли. И вода, подпитывавшая колодцы сельских жителей, ушла в глубину более чем на 40 метров.

Пока шла олимпийская стройка, подрядчики в качестве компенсации за нанесенный вред завозили воду в село цистернами. В 2011 году этой проблемой занялась Экологическая Вахта по Северному Кавказу, доложив о ситуации в Ахштыре в ЮНЕП — Программу ООН по окружающей среде. После этого глава Сочи Анатолий Пахомов пообещал жителям, что к концу 2011 года в селе построят центральный водопровод. Но на дворе середина 2014 года, а людям не только не провели воду по трубам, но и перестали подвозить цистерны.

Пахомову грозит «оставление в опасности»

Весной представители администрации заверяли экологов и жителей села, что летом будут подвозить воду не менее двух раз в неделю. Но с апреля возить прекратили. Пока было не так жарко, с этим как-то мирились. Сейчас в Сочи стоит привычная для июля погода, ниже тридцати градусов столбик термометра почти не опускается, и жить без воды стало невозможно, особенно детям. Покупать ее за свой счет могут далеко не все. Две цистерны воды по шесть кубов обошлись движению «Закон и порядок» в 8 тысяч рублей. Куб воды получился стоимостью порядка 660 рублей, в то время как в самом городе Сочи люди платят 28 рублей за кубометр воды. Почувствуйте разницу!

При всей экономии, хватает двух цистерн меньше чем на неделю, ведь воду берут более полусотни человек. Поэтому уже в эти выходные нужно снарядить туда новую водовозку, и «Закон и порядок» ищет спонсоров среди предпринимателей. Хотя задача у акции не только благотворительная. Общественники таким образом пытаются пристыдить администрацию города.

«5 июля на митинге жители Сочи выступили с серьезной критикой руководства города по вопросу водоснабжения Ахштыря, — рассказал корреспонденту «Кавказской политики» активист движения Роман Шикарев. — В резолюцию митинга включено жесткое требование к мэру Анатолию Пахомову. Мы собираемся подготовить бумаги и направить в прокуратуру, чтобы там проверили действия администрации города на наличие такого состава преступления, как «оставление в опасности». Потому что дети, пожилые люди, инвалиды не могут обеспечить себя водой сами. Представьте себе: в 21 веке люди радовались подвозу воды, как самому большому празднику в России. Такого в постолимпийском городе быть не должно».

Водопровод дотянули до капстроительства

Весной этого года власти снова обещали построить водовод в Ахштырь. Вопрос о выделении на него 24 миллионов рублей должны были рассматривать городские депутаты. По словам начальника управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации города Сочи Натальи Можановой, деньги уже выделены и перечислены в департамент капитального строительства. Уточнить корреспонденту «Кавказской политики», начнется ли прокладка труб в этом году, чиновница не смогла. «Чтобы провести воду, нужно сделать проектную документацию, правильно? Должен пройти тендер, в соответствии с федеральным законом», — пояснила она промедления в решении проблемы.

На вопрос о том, почему администрация не оплачивает подвоз воды в цистернах, Наталья Можаева ответила: «Вы же, получая воду из крана, ее оплачиваете? То же самое и там». Насколько дороже обходится жителям привозная вода, наша собеседница не знает.

После дождичка в пятницу

В пятницу в Ахштыре прошел дождь. Все жители кинулись собирать живительную влагу во всевозможные емкости.

Привезенную питьевую воду экономят. Ее раздают не больше, чем по 250-300 литров на дом. «Сами понимаете, что такое 250 литров, когда жара 40 градусов в тени, — поделился наболевшим с корреспондентом «Кавказской политики» староста села Александр Коропов. — Моемся, как в фильме «Белое солнце пустыни». Вода стекает в таз. Мы еще постираем в этой воде, а потом ею дерево польем. Кто может, привозит на машинах. Кто-то покупает. Кто-то едет к родственникам. Мой брат живет в городе и набирает для меня пятилитровые баклажки».

Особенно обидно жителям Ахштыря осознавать, что беду в их село принесла Олимпиада. «У нас здесь открыли два карьера, и в связи с тем, что шли грузовые автомобили, изъяли много грунта из Ахштыря для строительства олимпийских объектов. Нарушился природный баланс. Вода ушла из колодцев», — пояснил наш собеседник.

Люди жаждут, чтобы воду провели как можно скорее, пусть даже техническую из речки Мзымта. «Питьевую мы можем и в магазине купить. А в речной могли бы купаться. И что важно еще — у нас натуральное хозяйство, которое тоже требует воды. Мы выращиваем овощи, фрукты, держим животных. Когда уезжают отдыхающие, мы живем за счет хозяйства», — добавил Коропов.

Документальных подтверждений о перечислении средств на водопровод ахштырцы пока не видели, и на слово мэру не верят. Поэтому продолжают добиваться своего через бюрократическую волокиту. Все высшие инстанции, от президента Владимира Путина до международных организаций, ответили им, что обязанность наладить водоснабжение лежит на муниципалитетах. «У нас уже есть решение суда, по которому администрация Сочи обязана сделать нам водопровод, — подчеркнул Александр Коропов. — Суд признал, что вода у нас ушла не по нашей вине. А власти ничего не хотят нам делать, потому что это дело дорогостоящее».