По энергетическим следам Морнингстара

В августе 2014 года завершается дипломатическая миссия Ричарда Морнингстара, оскандалившегося «ювелира в вопросах энергетики».

В связи с завершением дипломатической миссии в минувшую среду президент Азербайджана Ильхам Алиев принял чрезвычайного и полномочного посла США в АР Ричарда Морнингстара, который занимал эту должность с августа 2012 года. За плечами дипломата карьерный путь, связанный с животрепещущим вопросом энергетики.

Тема углеводородов тесно сопряжена с дипломатической миссией Штатов в Азербайджане. Так, теперь американский президент предложил на должность нового посла кандидатуру Роберта Френсиса Cекуты, который является первым заместителем помощника государственного секретаря США по вопросам энергоресурсов.

«Энергичный» Морнингстар

Ричард Морнингстар заявил о себе за три года до вступления в должность посла. В апреле 2009 года он был назначен новым спецпредставителем Госдепа США по вопросам энергетики в Евразии. Ему предстояло поддерживать энергетические цели США в евразийском регионе и работать над ключевыми энергетическими вопросами, а также предоставлять тогдашнему госсекретарю США Хиллари Клинтон стратегические консультации по вопросам освоения, транзита и распределения энергоносителей в Евразии.

Реализуя поставленные задачи, Морнингстар занялся выстраиванием тесных отношений с Азербайджаном, и его особый интерес к этой стране не был случаен.

За год до его назначения на эту должность в Баку была направлена делегация ЕС, едва ли не впервые поднявшая тогда вопрос о поставках азербайджанского газа на европейские рынки в обход России. Это проистекало на фоне заявления Ильхама Алиева о том, что Баку не будет сам инициировать проект по поставке газа на рынок ЕС.

С того момента интерес к Азербайджану как альтернативному поставщику усиливался. В мае 2009 года в Праге был проведен саммит «Южный коридор», который в то время воспринимался в контексте проекта Nabucco. И в этот же период Морнингстар поставил в информационном поле вопрос о том, какие страны, помимо Азербайджана, смогут стать поставщиками газа в новом проекте.

В одном из своих заявлений посланник Госдепа отмечал, что таковыми могут быть Туркмения и Ирак, однако Ашхабад «вряд ли войдет в проект в ближайшее время, прежде всего, по политическим мотивам». Что же касается Ирака, то «Багдад выразил заинтересованность в данной трубе, и мы рассчитываем, что они войдут в проект в обозримом будущем».

На этом фоне Морнингстар продолжал развивать риторику о значимости энергетической роли Азербайджана. Параллельно же США акцентировали внимание на энергетическом кризисе между ЕС и Россией того периода, рекомендуя Европейскому союзу готовиться к новому газовому кризису и ориентироваться на ОПЕК.

Двуликий Морнингстар

В 2010 году Морнингстар стал делать недвусмысленные реверансы в сторону России. В июне 2010 года он заявил, что «Россия останется исключительно важным игроком в регионе», с которым США хотят сотрудничать. Тем не менее такое отступление не мешало Штатам усиливать свое влияние на Туркменистан, моделируя связку Туркмения-Азербайджан-Турция.

Уже в сентябре 2011 года Совет ЕС одобрил мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о заключении договора по строительству Транскаспийского газопровода. А Морнингстар отметил, что США «всегда поддерживали Транскаспийский газопровод», и что этот вопрос должен обсуждаться без учета интересов России.

Кстати сказать, в то время проект Южного газового коридора (ЮГК) виделся США и ЕС таким образом: газопровод Nabucco, Трансадриатический газопровод (TAP), «Белый Поток», ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия).

Вынужденный гамбит

С наступлением 2012 года концепция ЮГК изменилась. Выступая с докладом на конференции «Природный газ и энергетическое будущее Украины», Морнингстар заявил, что полномасштабная реализация газопровода Nabucco с каждым годом становится все менее вероятной, ввиду чего необходимо сконцентрироваться на поставках «голубого топлива» в наиболее уязвимые в газовом плане страны, в частности в Балканские.

Это заявление совпало с несколькими событиями: уже 22 января Хорватия большинством проголосовала за вступление в ЕС, на следующий день Евросоюз ввел эмбарго на импорт иранской нефти. В этом же году в Сербии сменяется президент. Новым главой становится Томислав Николич, который теперь противостоит политике Брюсселя как в отношении российского «Южного потока», так и в целом санкциям против РФ.

По всей видимости, классическая для геополитики Бжезинского борьба за Балканы началась между Россией и США именно в тот период. Но главным следствием этого решения стала перекройка ЮГК.

«Это отличный выбор»

На этом фоне, а также после переизбрания на пост президента России Путина в апреле 2012 года, Обама выдвинул кандидатуру Морнингстара на должность посла в Азербайджане. Тогдашний посол США в России Майкл Макфол написал в своем Twitter: «Это отличный выбор».

В первую очередь назначение Морнингстара стало своего рода реверансом в сторону Баку, поскольку новый дипломат сменял опороченного в глазах АР Мэтью Брайза.

Кроме того, США нервно реагировали на любое сближение Азербайджана и России, а в начале 2012 года «Газпром экспорт» и ГНКАР подписали дополнительное соглашение об увеличении закупок азербайджанского природного газа. И одной из задач Морнингстара стало отслеживание тенденций во внешнеполитической стратегии Баку, формирующейся не без учета пожеланий Москвы. Эта задача особенно актуализировалась и ввиду нового президентского срока Путина, который, по оценкам Белого дома, уже всерьез займется формированием евразийского проекта.

К 2012 году США скорректировали свою стратегию на постсоветском пространстве. Главным трендом стали: усиление влияния на черноморский регион и сохранение существующего тогда противоборства между Киевом и Москвой, которая на тот момент уже год как развивала евразийскую повестку. Рассматривая Украину как буферную зону между ЕС и Россией, США делали ставку на недопущение соприкосновения двух экономических полюсов: европейского и евразийского. Интересно, что заявление Путина в декабре 2013 года, когда на Украине уже полыхал Майдан, о том, что европейская и евразийская интеграции должны не конкурировать, а дополнять друг друга, стало в некотором роде ответом на то решение Вашингтона.

Кроме того, после отказа от проекта Nabucco США было необходимо, чтобы Баку не сошел с «проевропейского» курса в вопросе поставок своего газа. В этом плане назначение Морнингстара означало закрепление энергетической стратегии Штатов. И, судя по всему, не без его участия в 2013 году Баку сделал свой выбор в пользу проекта TAP, тем самым формируя новую модель ЮГК, в рамках которой главный акцент был сделан на газификацию участка вплоть до юга Италии, с заделом на подключение Балкан.

Бывших энергетиков не бывает

В целом свою поведенческую линию на должности посла в Азербайджане Морнингстар обозначил в ходе обсуждения его назначения в Комитете по внешним связям Сената США. Он выделил три темы: заявил о необходимости решения нагорно-карабахского конфликта, четко обозначил вопрос о правах человека, намекнув, что будет особенно отслеживать и дело освобожденного тогда условно-досрочно оппозиционного блогера Бахтияра Гаджиева, получившего образование в США, и подчеркнул значимость энергетической роли Азербайджана. Иначе говоря, намеревался критиковать то, что касалось внутриполитического бытия Азербайджана, восхвалять внешнеполитическую роль Баку и «лить воду» в вопросе Карабаха.

Но не удивительно, что с особым усердием Морнингстар выстраивал энергетическую стратегию США в регионе, моделируя наиболее приемлемую для Вашингтона модель взаимодействия региональных игроков. В первую очередь объектом его работы стал Иран, который тогда готовился к президентским выборам.

Как в 2009 году, так и осенью 2012 года дипломат продолжил делать выпады против Тегерана. Правда, с той лишь разницей, что если в 2009 году он транслировал идеи о нежелательном вовлечении Ирана в проект Южного газового коридора, то теперь он фактически «сталкивал» позиции Баку и Тегерана. Открыто заявлялось, что Иран – это одна из главных проблем Азербайджана в сфере безопасности. Но в то же время Морнингстар отмечал, что США относятся к территориальной целостности Ирана с уважением.

На этой же пресс-конференции Морнингстар вновь обозначил интерес США к Транскаспийскому газопроводу и связке Турция-Азербайджан-Туркменистан. На тот момент США старательно исключали Иран из проекта ЮГК, будучи неуверенными в его позиции по каспийскому вопросу. Предпочтение отдавалось газовому потенциалу Израиля. И уже меньше чем через год – весной 2013-го – Обама выступил посредником в примирении Турции и Израиля.

Уорлик в помощь

За время дипломатической миссии Морнингстара в Баку возросло раздражение бездейственностью переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Это побудило Штаты призвать на помощь своем дипломату еще одну фигуру. Новым сопредом МГ ОБСЕ от США был назначен Джеймс Уорлик, который вскоре получит прозвище «twitter-дипломата». Морнингстар поспешил дать положительные характеристики: «Я работал с ним и знаю, что он будет хорошим сопредседателем, будет хорошо выполнять свою работу», – сказал дипломат.

Морнингстар продолжил риторику об энергетической роли Азербайджана, в то время как Уорлик стал заправлять карабахской повесткой. И все бы было ничего, но смена внешнеполитических реалий, в т.ч. и украинские события в конечном счете бросили свою тень на двух ставленников Белого дома.

Последний скандал

Новый сопред МГ ОБСЕ старательно манипулировал крымских прецедентом в контексте карабахской проблематики. Однако это не вызвало желанной реакции Баку, который стал выстраивать свою внешнеполитическую стратегию не без ориентира на Москву.

Зато это по традиции вызвало панику США, и Морнингстар изменил своему «правилу трех». В мае 2014 года в интервью «Радио Азадлыг» посол обрушился с критикой на внутриполитическую ситуацию в Азербайджане, заявляя, в частности, о коррупции в системе образования и намекая на перспективы повторение украинского сценария. Это вызвало жесткую реакцию азербайджанской стороны и значительно ослабило политические позиции Морнингстара, хотя на тот момент дипломат уже «досиживал» свой срок, работая по принципу «мавр сделал свое дело, мавр может уходить».

P.S.

За последние несколько лет вся политическая концепция США в отношении Азербайджана всецело сводилась к вопросу энергетики. В этом смысле, несмотря на отчасти скандальное завершение дипломатической карьеры, Морнингстар выполнил поставленные перед ним задачи в отношении Баку.

В региональном разрезе США сохраняют ставку на усиление своего присутствия в странах черноморского региона. Это прослеживается и на примере Грузии, и на примере Молдовы, а также многострадальной Украины. И если «ювелир энергетического дела» где-то и допустил ошибки, в целом система создана и мало-помалу начинает работать. Правда, с некоторыми корректировками: Ашхабад переориентировался на Китай, Иран, постепенно выходя из-под санкций, заявил о прокладке газопровода до Ирака, и спустя месяц обострился Иракский кризис. Но главное – Украина вновь проявила интерес к проекту TANAP. Впервые об этом заявил в 2013 году теперь уже бывший премьер-министр Николай Азаров. Тогда Азербайджан выступил против. Выступит ли теперь?

А то, что Морнингстар не добился прорыва в вопросе Карабаха – это не беда для США. В конце концов, задачи решать конфликт перед послом не ставили, да и выгодно ли сейчас ставить точку в этом вопросе?