Век троллей не видать

Если еще недавно мы с вами практически вовсе не слышали о существовании и жизнедеятельности депутата Государственной думы Романа Худякова (ЛДПР, 37 лет, уроженец Приднестровья), то сейчас мы почти наверняка знаем про столь масштабную политическую личность. Ведь именно этот человек предложил изъять из обращения сторублевую купюру за то, что на ней не вполне прилично — с рискованным преувеличением некоторых анатомических деталей — изображен так называемый Аполлон с фасада Большого театра.

С момента появления инициативы г-на Худякова депутат-заднескамеечник удостоился сотен статей и комментариев, посвященных ему. Общий смысл выступлений: вот дурак! Заодно досталось и в целом стране дураков, в которой из-за какой-то совершеннейшей ерунды могут запретить столь нужную в быту и народном хозяйстве сторублевку.

Впрочем, на мой взгляд, из всей этой истории как раз Роман Худяков — и только он — вышел очевидным и однозначным победителем. Я на 99,99% уверен, что он ни при каких обстоятельствах не рассчитывал победить развратные 100 рублей, которые любезны всем уже по факту своего номинала. Он просто хотел дешевой славы — и обрел ее. Быстро и эффективно. Если бы не сторублевка — нашел бы что-то иное. Например, предложил бы ввести отдельную статью Уголовного кодекса «Поддержка кровавой киевской хунты» — и посадить по этой статье всех или почти всех российских оппозиционеров.

А многочисленные журналисты, публицисты, экономисты, политологи и т.п., кто на полном серьезе обсуждал худяковский запрос, делая вид, что не понимает истинный смысл депутатского деяния, — в общем-то, и оказались в дураках. Они поработали бесплатными рекламными агентами и даже пиарщиками, придав шутовскому шагу депутата общенациональное политическое значение.

Сюда же — и другой думский элдэпээровец, Михаил Дегтярев. Очень активный молодой (33 года) человек, не умеющий скрывать своих амбиций и потому рассматриваемый многими как возможный преемник Владимира Жириновского на посту главы партии. Что, разумеется, возможно лишь тогда, когда Владимир Вольфович, внезапно ощутив неземное дыхание физической старости, согласится стать пожизненным сенатором по президентской квоте.

В 2013 году г-н Дегтярев баллотировался в мэры Москвы. Получил он только 2,86% голосов, зато приобрел некоторую известность. Эту известность он укрепляет всеми доступными ему недорогими методами. Вот только что он предложил заменить государственный флаг РФ, наш торговый триколор («бесик», т.е. бело-сине-красный), — на типа имперский черно-бело-желтый. Чтобы зафиксировать тем самым начало эпохи великих побед, из которых Россия, по идее, должна выйти империей почище СССР. Если по дороге не развалится от напряжения, конечно, но это уже другой вопрос.

Можем ли мы всерьез считать, что Кремль пойдет на смену флага? Нет, не можем. А если бы такие планы действительно возникли на высочайшем государственном уровне, то озвучивал бы их, наверное, не юный депутат Дегтярев. Тем не менее мы подробно разбираем дегтяревский «казус флага». Надо ли упразднять «бесика» или не надо, почему и как, да и какие мощные интриги стоят за такой инициативой. (Разумеется, на самом деле никаких интриг не стоит.)

В итоге флаг останется таким, как был, а Михаилу Дегтяреву следовало бы за счет прогрессивной общественности послать бутылку шампанского. Ведь он всех вчистую развел и кинул без каких-нибудь особенных трат. Всего лишь воспользовавшись нашей привычкой обсуждать то, чего нет, и вещи, которые не имеют никакого значения.

Не отстают от либерал-демократов и другие признанные системные оппозиционеры — коммунисты. Сейчас они требуют кровавой расправы над всем большим начальством города Москвы за аварию на Арбатско-Покровской линии московского метро. Будет ли расправа? Ставлю ящик коньяка против бутылки пепси-колы, что нет. Знают ли в КПРФ, что их инициатива не пройдет? Да, знают. Но надо же как-то пиариться при полном отсутствии реальных политических планов и дел. Хотя это желание серьезно сократилось бы, если б коммунисты не были совершенно справедливо уверены, что все их благоглупости будут тщательно обсосаны и обглоданы в разных масс-медиа и устами вполне солидных комментаторов.

Все это и называется модным ныне словом «троллинг». Я не будут приводить его определения, оно уже есть в разных словарях.

Но не надо думать, что в области троллинга профессиональных высот достигли только оппозиционеры, пусть и системные. И «партия власти» регулярно поставляет персонажей, которые могли бы открыть мастер-класс троллингового искусства и зашибать на том немалые деньги. Например, депутат-единоросс Евгений Федоров. За минувшие годы он сформулировал немало ярких идей. Самая свежая — запретить пребывание на госслужбе всем тем, у кого хоть какие-то близкие родственники живут за границей. Если предложения г-на Федорова будут одобрены, страну ждет кадровая революция. Потому что у двух третей влиятельных чиновников такие родственники есть — взять хотя бы родных детей, сплошь и рядом обучающихся на Западе. Уже поэтому предложения единоросса одобрены не будут. Он вообще не верит в большинство собственных публичных идей — во всяком случае, именно такое впечатление у меня сложилось по факту общения с многоуважаемым Евгением в эфире одной из популярных радиостанций. Его задача — постоянно плыть по информационной поверхности, не залегая на дно. И всякий субъект информационного пространства, кто неизменно начинает на полном серьезе обсуждать предложения Евгения Федорова, прямо работает на этого незаурядного депутата.

Таким же методом троллинга произросли на информационной почве многие псевдополитики самых разных уровней и рангов. Например, легендарный депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Он всю жизнь безуспешно пытается запретить концерты всяческих мировых рок-звезд. И всякий раз подпитывается, как вампир — свежей кровью, крупицами всемирной славы этих самых звезд. Точнее, подпитываем его мы — все те, кому не лень обсуждать всю эту милоновщину на полном серьезе.

Авторы виртуальных информационных поводов, не имеющих отношения к политике и жизни вообще, хотят использовать нас как полезных идиотов. И мы добровольно, активно и даже с некоторым причмокиванием используемся в этой роли. И это по-своему весьма закономерно.

Политики, полностью отстраненные от реальных политических решений, должны выковыривать из индивидуально-коллективного носа всякую небывальщину, чтобы поддерживать свой формальный статус. А мы готовы разглядывать небывальщину с помощью микроскопа и телескопа одновременно, поскольку тоже побаиваемся реальной реальности. В которой надо ответственно разбираться и рисковать хоть чем-нибудь по-настоящему. Хотя б своей глухою славой (с).

В последнее время мы очень сокрушаемся количеству и качеству новых запретов. Всё — от курения до социальных сетей — оказывается в их поле. (Подробнее о пользе и вреде этого явления см. мою колонку в «МК» от 11 июля 2014 г.) Есть ли убедительный способ борьбы со все нарастающей запретительной линией жизни?

Я бы предложил такую концепцию: из объекта запрета, т.е. тех, КОГО и КОМУ запрещают, надо превратиться в субъекта запрета, т.е. того, КТО запрещает.

Запретить же надо троллинг. Во всех его проявлениях. Заключив между общественно активными гражданами РФ некий антитроллинговый пакт.

Смысл его таков. Как только ты видишь проявления троллинга, в любых доступных человеческому сознанию формах, ты полностью отказываешься на него реагировать. Т.е. говорить, писать об этом и вообще поддерживать троллинг каким бы то ни было технологическим образом. Участия государства этот гражданский пакт не требует. Он может возникнуть неформально, но не станет от того менее действенным.

Антитроллинговый пакт приведет к скорейшему исчезновению большинства современных политиков. Которые ничего, кроме троллинга, делать не умеют. Актуальными оппозиционерами останутся лишь те, кто находится в тюрьме или, на худой конец, под домашним арестом. (Подлинность такого политического бытия под сомнение поставлена быть не может.)

Пропадут пропадом большинство идеологов, пытающихся убедить нас в том, что их идеи востребованы нынешней властью. Уйдут навсегда многочисленные генераторы фикций, заполняющие всевозможным шлаком наш дремлющий и воспаленный одновременно национальный мозг. В общем, общественно-политическая реальность кардинально изменится в кратчайшие сроки.

Если кто-то в России мечтает о мирной и бескровной смене власти, то антитроллинговый пакт — первый и сверхэффективный шаг в этом направлении. Он может стать объединяющей платформой всей реальной, небутафорской оппозиции.

Прошу рассмотреть.