Машина времени на холостом ходу

Ходит легенда, что В.И.Ленин сказал однажды знаменитому английскому писателю Герберту Уэллсу: «Приезжайте-ка вы, батенька, к нам через 20 лет!» Эта реплика, которой меня, школьника, кормили в советские времена, означала, что гениальный Ленин в разрухе военного коммунизма и большевистских репрессий таки видел светлое будущее — широкие проспекты, счастливых людей, обилие товаров народного потребления.

К счастью, В.И.Ленин скончался в 1924 году. К счастью для самого себя, потому что дальнейшая советская жизнь его бы расстроила. Он увидел бы НЭП и его отмену; расстрелы «неправильных коммунистов» в 37-м; он испытал бы ужас первых дней войны с неподготовленностью к ней СССР. Потом он увидел бы, как снова «нежным цветом» сияют стены послевоенных гулаговских лагерей. Потом — полуправда XX съезда, и снова глухой брежневский застой, вечный дефицит, подавление любой человеческой мысли и цензура.

А если бы он крутанул колесо уэллсовской машины времени и попал в нашу эпоху, то увидел бы все то же подавление свободомыслия, цензуру, да еще конфликт с «братской» Украиной.

Скажем так: с предвидением у В.И.Ленина были проблемы.

Но, как выясняется, не только у него. Даже великий провидец Уэллс, описавший в своих романах всё, что только можно, не смог предвидеть двух самых важных для сегодняшнего времени вещей — мобильного телефона и Интернета.

Да что там Уэллс, дитя далеких времен! Тут всего двадцать пять лет назад попытались спрогнозировать ближайшее будущее — и то не смогли.

Не далее как в 1989 году влиятельная американская газета «Уолл-стрит джорнэл» решила заглянуть в наш с вами нынешний год. В нем, 2014-м, газета увидела самолеты-космопланы, летящие в 25 раз быстрее скорости звука; люди не полнели, потому что изобрели неперевариваемый синтетический жир; СССР продолжал существовать, а ведущими державами мира стали Таиланд, Малайзия, а также Бангладеш и Зимбабве.

Тут, конечно, Зимбабве особо радует. К последнему прогнозу важно присмотреться внимательней. Почему газета выдвинула в ведущие державы Таиланд и Малайзию — понятно: в далеком 1989-м «юго-восточные тигры» уже подавали явные надежды на фоне устающей Европы. Что касается Бангладеш и Зимбабве, то тут вроде тоже понятно — эти страны просто наполнены природными богатствами. Добавь к этим богатствам чуть-чуть некоррупционной власти, накапай долю демократии, посыпь сверху зернами рыночной экономики, заморозь военные конфликты — и вот они, новые лидеры мира!

Однако спустя немало лет газета может расписаться в своей полной непрозорливости. Например, она не смогла даже отдаленно предвидеть такой нынешней обыденности, как терроризм. Зато США как были первой технологической страной мира, так и остались. Как была «уставшая Европа» сильнейшим фактором экономики и политики, так и есть. Да еще в ЕС объединилась — теперь это 28 «уставших» стран и 400 миллионов «уставших» людей. Туда же хотят присоединиться еще три страны — Молдавия, Грузия и Украина.

Это я не к тому, что в Европе очень хорошо — там недостатков пруд пруди. Это к тому, что у остальных еще хуже.

Оказалось, что технологические прогнозы делать еще более-менее легко. Ну, не летает пока космоплан в 25 раз быстрее звука, но зато японские и китайские поезда сейчас бегают почти со скоростью самолета. Однако вот что интересно: поезда у них лучшие в мире, но когда сейчас снова возник старый конфликт из-за небольшого куска спорной территории, то все технологии побоку. Начались взаимные угрозы, и дело чуть не дошло до войны. Странно, правда? С одной стороны, невероятный технический прогресс, устремленный в будущее, а с другой, общественной стороны — конфликт из старых времен, территориальный конфликт. И тут отбрасывается все: и культура, и традиции, и остается лишь одно — звериная ненависть к противнику.

Понимаете, как странно: люди сидят в современном Фейсбуке, держат в руках современные смартфоны. И все для того, чтобы с помощью современных технологий доносить до противника застарелые претензии и угрозы.

Кстати, тут недавно многие вспомнили, что герой второй серии прекрасного фильма «Назад в будущее» по ошибке попал в 2015 год. Но почему-то, не дождавшись именно 15-го года, все стали сравнивать, насколько правдиво там показано будущее, то есть почти наше настоящее.

И снова — все мимо.

Летающих машин нет, летающих скейтбордов тоже нет. Особенно жаль, что нет той самой микроволновки, куда что-то совсем крохотное суешь, а через минуту у тебя на тарелке прекрасное мясо с картошкой или аппетитный гамбургер.

Однако этот фильм «попал в правду» совсем в другом: он предположил, что в будущем человеческие отношения не претерпят никаких изменений, и мы помним, как издеваются в их будущем, но в нашем настоящем над главным героем его враги. Враги стоят на прекрасном летающем скейте, все вокруг мигает, сияет и танцует — и все это для того, чтобы героя побыстрее догнать и убить.

Вспомнив это все, мы с вами можем сделать печальный вывод: развитие технологий никак не меняет человеческую природу, а лишь ее выпячивает, как через старинное увеличительное стекло. Дела хорошего человека становятся видимее и ощутимее, а дела негодяев становятся лишь страшнее.

Моя коллега на радио в свободное от эфиров время ищет в лесах пропавших людей. У нее есть современный фонарь, который бьет на целый километр и позволяет ей лучше видеть; у нее современный GPS, который помогает ориентироваться; у нее специальный костюм и обувь, в которых удобно ходить по диким чащам. Это все для благого дела — найти пропавшего человека.

Но «современным фонарем» можно не только светить, но и по голове бить.

К примеру, скончалась известная правозащитница и диссидент Валерия Новодворская. И все, кто ее не любил, поспешили вылить всю свою ненависть к ней в современный Фейсбук и высокотехнологичный Твиттер. Тысячи людей, многие даже не стыдясь своего имени, написали грязные слова про только что умершего человека, к тому же женщину, и вышвырнули их в публичное пространство.

Выходит, что новейшие технологии наиболее успешно помогают человеку излить все черное, что есть в его древней звериной душе.

Или возьмем конфликт между Украиной и Россией. Тут технологии еще как помогают: например, записаться в ополчение можно по телефону. На электронную почту тебе пришлют анкету, оснастят тебя самым современным оружием. И все для того, чтобы ты, как и тысячи лет назад, пошел воевать с соседом. Или покажут с помощью современного цветного телевидения, да еще в формате HD, от начала до конца лживый сюжет. И новейшие спутники разнесут любую чудовищную ложь 98% населения России — а именно столько процентов населения смотрит центральное телевидение. Прекрасное техническое достижение, не правда ли?

Но и украинцы не остаются в долгу: как только случилась авария в московском метро, Интернет запестрел злобными комментариями: «Так вам и надо — это вам за вашу агрессию!»

Понимаете, что выходит. Выходит, что в HD ложь смотрится еще более провокационно; чем быстрее технология, тем быстрее наш враг узнает, что мы его ненавидим; чем больше в Интернете информации, тем легче старое фото из Сирии выдать за новое из Славянска.

А когда тебя ловят, то главное — никаких извинений! Война все спишет…

Так было сто, двести, тысячу лет назад. И так сейчас, только хуже, потому что ложь, оскорбление, науськивание, провокация сразу становятся достоянием миллионов.

«Покупайте новый смартфон и планшет! Сегодня со скидкой!» — пестрят вокруг объявления. А для чего их покупать? По идее — чтобы вся информация мира сделала тебя умнее, благороднее, значимее. А по факту — люди становятся злее, глупее и… даже не мелкими, а…

Ну скажите, как назвать людей, которые в Интернете готовят теракт? Крысы? Дикие твари? Видимо, в нашей жизни суммируются и умножаются только технологии. А люди, от поколения к поколению, остаются зверьми.

Чтобы остаться человеком, от каждого из нас требуются гигантские усилия. Как в эпоху Уэллса.

А техника, как выясняется, тут совсем ни при чем.