В метро нашли следы другой версии

Вчера в деле о крушении поезда в метро, жертвами которого стали 23 человека и еще более 200 получили травмы различной степени тяжести, появились первые подозреваемые. Ими стали рабочие, закрепившие стрелку не специальным устройством, а проволокой, которая могла разрушиться от вибрации. Впрочем, эксперты уже обнаружили на бетоне между рельсами свежие сколы, свидетельствующие о попадании под поезд инородного предмета, который мог вызвать сход состава еще до злополучной стрелки.

Ответственность замыкается на главе транспортного предприятия

Заседание столичного правительства началось с минуты молчания по жертвам страшной катастрофы, которую объявил мэр Москвы Сергей Собянин. Вчера он выглядел озабоченным и насупленным, а с подчиненными общался резкими фразами, которые произносил вдвое быстрее обычного. Выразив благодарность жителям, которые направили в мэрию сотни телеграмм с предложением помощи, градоначальник принялся допрашивать чиновников о состоянии дел после аварии.

Вице-мэр Петр Бирюков спешно отчитался, что на противоаварийные работы в метро потребуются еще сутки, а движение по синей ветке откроется в пятницу (ранее говорилось, что последствия аварии
устранят за одни сутки). Господин Бирюков при этом мягко пожаловался на следователей, из-за которых «приходится сдерживать работы», и сказал, что независимая комиссия мэрии пришла к тому же выводу о причинах аварии, что ранее и правоохранительные органы,— это произошло из-за «нарушения технологий эксплуатации стрелочного перевода». Впрочем, позднее вице-мэр добавил, что не исключаются и версии об «усталости металла», неисправности вагонов и «влиянии извне», а первые оргвыводы комиссии об этом обещал представить в пятницу. Наконец, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заверил мэра, что все 437 стрелочных переводов в метрополитене после аварии уже были экстренно проверены и «нарушений выявлено не было».

Отставок на заседании правительства вчера не последовало, хотя вопросы об этом задавались. Так, господин Ликсутов сообщил журналистам, что в подземке действует «строжайшая система регламентов», а ответственность за безопасность в метрополитене «замыкается» на главе транспортного предприятия. Однако будет ли снят с должности или хотя бы допрошен следователями глава столичной подземки Иван Беседин, чиновник сообщить не смог. «Я не органы»,— сказал господин Ликсутов, пообещав лишь, что мэрия сделает свои оргвыводы по итогам проверок.

Инородный предмет оставил сколы

Перед заседанием правительства Москвы, как стало известно «Ъ», прошло совещание под председательством заммэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, на котором также обсуждалась катастрофа в столичной подземке. На нем, по данным «Ъ», впервые была оглашена новая версия ЧП. При осмотре места происшествия эксперты обнаружили множественные свежие сколы на бетоне между рельсами.

Причем эти повреждения нашли примерно в 50 м от того места, где начался сход вагонов с рельсов. В связи с этим появилось предположение, что поезд мог потерпеть крушение из-за того, что некий предмет оказался во время движения под его днищем.

Одновременно с совещанием в перегон между станциями метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар» спустилась группа независимых экспертов. Они были привлечены к расследованию технических причин трагедии, которое параллельно с СКР ведет комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности — ее возглавил другой заместитель господина Собянина Петр Бирюков.

В состав группы экспертов вошли виднейшие специалисты по подземному строительству и эксплуатации метро. Один из них — директор Научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений имени Н. М. Герсеванова профессор Вячеслав Ильичев пояснил «Ъ», что он не занимался техническими моментами, а в силу своей специализации проверял версию о возможной просадке полотна из-за шедших рядом строительных работ, появления грунтовых вод и т. д.

«Подвижек грунта в месте аварии не было»,— сказал «Ъ» эксперт. Его коллега по комиссии, гендиректор одной из крупнейших российских компаний в области транспортного строительства «Мосинжпроект» Константин Матвеев, в свою очередь, изучал пути и злополучную стрелку, на которой сошел с рельсов поезд. По его словам, стрелку на пока тупиковый путь начали устанавливать еще несколько месяцев назад. «Ее ставят в несколько этапов. На данный момент был завершен первый этап, по результатам которого должны были отчитаться как строители-подрядчики, так и представители тоннельной службы метро»,— пояснил господин Матвеев. По его словам, подключение стрелки к автоматике с тем, чтобы ее могли «видеть» диспетчеры, планировалось только через год. А все это время стрелка должна была находиться в статичном положении и быть закреплена соответствующим образом — специальной струбциной. Однако вместо нее привод остряков — направляющих, которые прилегают к рельсам,— просто замотали проволокой, которая оказалась порвана.

«Это действительно серьезнейшее нарушение, но оно могло и не вызвать катастрофу»,— заявил Константин Матвеев. Он не исключает, что проволока порвалась уже после того, как состав сошел с рельсов и начал от удара о бетонную стену «сворачиваться» в гармошку. Об этом, по его мнению, свидетельствует тот факт, что на остряках стрелки нет следов наезда колес поезда. Между тем он подтвердил информацию о сколах на бетоне под рельсами по направлению движения разбившегося поезда.

«Причина их появления непонятна, но очевидно, что они свежие»,— пояснил руководитель «Мосинжпроекта». По его информации, сколы начинаются примерно в 50 м от места крушения и видны на протяжении 30 м. Господин Матвеев убежден, что версию о появлении под поездом некоего предмета необходимо проверить наряду со всеми остальными. Как говорит эксперт, этот «предмет» мог разрушить колесную пару, которая начала «гулять» в горизонтальном направлении, после чего состав «подпрыгнул» и сошел с рельсов.

Другой эксперт, также обследовавший тоннель, один из ведущих ученых Московского института инженеров транспорта Леонид Баранов, также считает, что версию о предмете под поездом необходимо тщательно изучить. «У меня после осмотра появилось еще несколько версий, но сначала надо их все обдумать и проанализировать»,— сказал специалист. По его словам, для проверки версии о предмете уже приглашены для консультаций специалисты-путейцы, которые должны высказать свое мнение. При этом господин Баранов отметил, что на его памяти были случаи расследования инцидентов, которые возникали из-за выпадения из состава деталей. Правда, все эти аварии не приводили к трагическим последствиям. Как рассказывает ученый, еще 25 лет назад его коллега ныне покойный профессор Иван Бирюков создавал в рамках изучения целую модель, чтобы выяснить, как могло получиться, что из состава выпал тяговый двигатель.

«Были найдены причины, в том числе и крепления двигателя,— технологические недостатки были устранены»,— пояснил господин Баранов. Однако это расследование касалось вагонов серии «Еж-3», которые выпускались в 70-х годах и сейчас в столичном метро используются только на Таганско-Краснопресненской линии.

Между тем один из машинистов подземки, работавший в том числе и на составах «Русич» (именно такой попал в катастрофу), пояснил «Ъ», что случаи выпадения деталей происходят до сих пор. В частности, некоторое время назад в одном из депо из вагона выпала карданная муфта колесной тяги. Более мелкие детали выпадают еще чаще, но во время движения машинист этого обычно не замечает. Обнаружить неисправность можно лишь при осмотре поезда в депо после прибытия с последнего маршрута. При этом, по словам работника метро, злополучный «Русич» мог разрушить себе колесную пару именно выпавшей не из его вагона деталью, а из шедшего впереди поезда. В таком случае ответственность за ЧП ляжет на машинистов, которые сдавали и принимали поезд, и бригаду осмотрщиков в депо. В случае если налицо окажется заводской брак, то вина падет на производителей — мытищинский завод ОАО «Метровагонмаш». При этом, как уверяет источник «Ъ» в подземке, можно установить, кто именно и когда поставил на вагон бракованную деталь.

В самом «Метровагонмаше» от комментариев относительно выпадения какой-либо детали из вагона их производства категорически отказываются до окончания расследования, отмечая лишь, что качество продукции является для предприятия приоритетной задачей, а потому все комплектующие проходят многоуровневый контроль.

Таким образом, теперь очень многое будет зависеть от результатов экспертиз, которые назначили в рамках возбужденного уголовного дела следователи Главного следственного управления СКР. Именно на основании результатов можно будет сделать выводы, кто еще из должностных лиц виновен в происшедшей трагедии. Официальный представитель СКР Владимир Маркин уже пообещал, что «круг подозреваемых будет расширяться», а к ответственности «будут привлечены все, кто имел отношение к этой трагедии, невзирая на чины и былые заслуги». Но первым придется держать ответ задержанным через несколько часов после крушения старшему дорожному мастеру службы пути метрополитена Валерию Башкатову и его помощнику Юрию Гордову. Это они, по версии следствия, закрепили стрелку не струбциной, а проволокой, которая порвалась. Уже в четверг Басманный суд рассмотрит ходатайства следствия об арестах рабочих, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263.1 УК РФ (нарушение требований транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности гибель людей).

Кадровые решения подскажет следствие

«Случившееся требует самого тщательного расследования, за этим последуют не только увольнения, но и уголовные дела в отношении тех, кто виноват в этой трагедии»,— заявил Сергей Собянин, посетивший вчера место катастрофы перед заседанием правительства. «По итогам работы правоохранительных органов правительство Москвы сделает свои выводы в этой части»,— добавил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. По его словам, начальник Московского метрополитена Иван Беседин «будет нести ответственность за аварию в случае, если подтвердится версия с неисправным стрелочным переводом». Сам господин Беседин заявил, что необходимость кадровых решений «покажут результаты следствия».

По словам господина Беседина, попавший в аварию поезд не нарушал скоростной режим (в поезде и на линии установлена система автоматического регулирования скорости). Кроме того, по его словам, пути на Арбатско-Покровской линии находятся «в хорошем состоянии». «Вся инфраструктура метрополитена позволяет говорить об устойчивой работе»,— заявил он. Проверки инфраструктуры и путей, с его слов, проводились регулярно. «Там, где есть отклонения текущего характера, они тут же устраняются»,— пояснил начальник метро. Версию о неисправности поезда в подземке вчера также отклонили. «Модель «Русич» 81-740741.1, попавшая в аварию, эксплуатировалась на Арбатско-Покровской линии с 2010 года,— рассказали «Ъ» в пресс-службе ГУП «Московский метрополитен».— Поезд полностью соответствовал техническим требованиям и установленным нормативам. Он регулярно проходил все виды плановых технических осмотров в части диагностики перед выходом на линию, а также полный плановый техосмотр в депо».

При этом, по словам Ивана Беседина, незадолго до трагедии на участке Арбатско-Покровской линии велись работы по отведению второго пути на станцию «Деловой центр». «Будет проводиться расследование, и, естественно, будут задаваться вопросы тем, кто занимался содержанием путей,— заявил начальник метро.— Я сейчас не могу ответить ни на один вопрос. Следствие ведется, и оно объективно ответит на все вопросы».