Наша жизнь превращается в лотерею

Станция «Славянский бульвар» — в одной остановке от моего дома. Над самим домом пролетают вертолеты МЧС, а мимо едут скорые. Когда беда происходит так близко, что ее можно увидеть из собственного окна, смотришь на вещи, конечно, по-другому.

Когда-то мы любили свое метро. На поверхности пробки, а метро — это способ быстро добраться до нужного тебе места. И при всей своей загруженности оно всегда работало четко.

Мы начали бояться метро, когда его начали взрывать. Но по-настоящему неуютно в метро стало где-то год назад. Я хорошо помню этот момент. Задымление на перегоне между станциями, несколько человек попали в больницу, десятки пришлось эвакуировать. Через месяц в течение дня встали сразу две ветки метро — на одной опять что-то горело, на другой просто случился сбой. И вот тогда мы сообразили, что с нашим самым надежным и удобным видом транспорта что-то не в порядке.

До конца лета прошлого года в столичной подземке произошло еще девять аварий. Осенью — еще десять. А всего уже 35 происшествий, как подсчитали специалисты. За год с небольшим. То есть периодичность — примерно раз в двенадцать дней. Это значит, что метро просто перестало быть безопасным и просто перестало нормально работать. Что вероятность трагедии из чисто теоретической перешла в ту стадию, когда количество неизбежно переходит в качество.

И вот 15 июля количество в качество перешло. Не перешло бы в этот день, перешло бы в другой. Чтобы увидеть техногенный кошмар в метро нам больше не нужно идти в кинотеатр — достаточно выглянуть в окно. Или купить билет и сесть в поезд.

Билеты, кстати, становятся все дороже. Бюджет подземки вырос в разы и уже исчисляется десятками миллиардов. Вводятся все новые и новые станции, а стройка идет повсеместно. И чем больше строят, тем хуже работает метрополитен и тем больше в нем аварий.

Рвется там, где тонко. Рвется там, где повышенная нагрузка приходится на изношенный узел. Это как с коммунальными авариями, превратившимися в хроническое стихийное бедствие.

Но московское метро превратилось в уникальное сочетание двух стремительно развивающихся процессов. С одной стороны старое быстро разваливается, но с другой стороны здесь же быстро возникает новое. И «Славянский бульвар», например, это новая станция, да и «Парк Победы» — не старый. И новых вагонов в московском метро много, с кондиционерами и даже Wi-Fi! И машинистов молодых заманивают привлекательными условиями работы.

Так что же у нас получается? Деньги есть, а потратить их эффективно мы не можем. Хотим строить и внедрять, но не способны сделать это квалифицированно. Можно сколько угодно ругать власть за политику, но здесь же не политика. Это в чистом виде организация жизни. Обеспечение безопасности людей, создание современной инфраструктуры, нормальной среды обитания. Жизнь превращается в выживание, а выживание в лотерею.