Острая социальная недостаточность

Количество проблем в «социалке» Ставрополья нарастает. Те ли люди руководят отраслью?

Вице-премьеру краевого правительства Ирине Кувалдиной, на плечи которой с прошлого года легло руководство всеми «социальными» министерства, должно быть, несладко. Резонансных проблем в отрасли всё больше, да таких, что люди готовы с транспарантами выходить на улицы.

В Ставрополе ради строительства окружного перинатального центра готовятся вырубить два гектара леса. В Михайловске пытались выселить Центр детского творчества, где занимается 1200 детей. Опять же в Ставрополе, вопреки требованиям губернатора, тормозят возрождение прославленного семейного детского дома, некогда лучшего в стране. Может, пора «проредить» руководство отрасли, если даже на пустом месте оно создает лишь одни проблемы и множит недовольных?!

В бюджете то пусто, то густо

На Ставрополье проблемы в «социалке», кажется, накапливаются снежным комом. Например, в начале нынешнего года неожиданно для астматиков края цены на некоторые жизненно важные препараты подскочили в полтора-два раза. С неприятных новостей год начался и для многодетных семей: правительство края решило приостановить финансирование некоторых мер социальной поддержки. Согласно принятому в конце 2012 года краевому закону «О мерах социальной поддержки многодетных семей», с января 2014 года должны были начаться выплаты регионального материнского капитала за третьего и каждого последующего ребенка в размере 100 тысяч рублей. А в июне родители на каждого ребенка в многодетной семье должны получить по 1 тысяче рублей на покупку школьной формы и учебников. Но в нынешнем году выплаты временно «заморожены» краевым законом №111-кз, принятым по инициативе правительства края.

Но всё же сейчас на повестке дня вопрос «номер один» – это строительство окружного перинатального центра, который должен появиться на опушке Таманского леса, между двумя больницами, «взрослой» и детской краевой. С самого первого дня строительство центра погрязло в бюрократической волоките, а ведь пытался затеять его еще губернатор Валерий Гаевский в 2011 году.

И вот, наконец, благодаря депутату Госдумы от Ставрополья Ольге Тимофеевой (она же сопредседатель общероссийского «Народного фронта») край был включен в «Программу развития перинатальных центров в Российской Федерации», утвержденной распоряжением правительства российской Федерации №2302-р в декабре прошлого года. В федеральном бюджете были зарезервированы средства в размере 1,9 млрд рублей.

В конце мая Минэкономики края завершил конкурсные процедуры и заключил контракт с компанией «Эвилин-проект» (ее отобрали из четырех претендентов), которая теперь до декабря должна представить готовый проект. Точнее, актуализировать уже готовый проект, который по заданию Минздрава края был разработан еще в 2012 году компанией «Ставропольводпроект» (тогда бюджету края это обошлось почти в 105 млн рублей из расчета, что площадь перинатального центра составит 9 гектаров). На сей раз стоимость контракта составляет почти 45 млн рублей, а субподрядчиками по отдельным объектам стали четыре компании – «Эвилин», «Альянс-Рем», «Проект-бис» и «Юг-проект». Следовательно, строительные работы начнутся лишь будущей весной.

Лес в обмен на траву

Центр разместится на площади 4 гектара, и под размещение объекта предстоит вырубить порядка 500 деревьев мягких (ель и береза) и твердых (чинар, бук, граб ясень, вяз, акация) пород. Зато появится садово-парковая зона площадью 2 гектара с прогулочными дорожками, мавританскими газонами и многолетними цветниками. Естественно, на такой «неравнозначный» обмен не согласны жители соседних домов.

Едва на опушке леса между улицей Ленина и Хоперским проездом появились кадастровые инженеры, которые обмеряли территорию и вбивали колышки, как люди стали бить в набат. Письмо с почти пятью сотнями подписей ушло в три адреса – президенту Владимиру Путину, врио губернатора Владимиру Владимирову и мэру Ставрополя Георгию Колягину.

Любопытно, что строительство затронет даже сильных мира сего: сегодня рядышком с оградой будущего перинатального центра стоят несколько коттеджей, построенных одной из самых влиятельных семей Ставрополя – Тищенко. Отец – депутат городской думы от «Единой России», где возглавляет Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям; старший сын – также городской депутат, член Комитета по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству (а в прошлом замглавы Комитета градостроительства администрации), а младший сын – предприниматель, совладелец автобазы «Камазовец».

Естественно, депутаты, которые в этой ситуации оказались наравне с рядовыми жильцами соседних «хрущевок», тоже протестуют против грядущей вырубки леса. Поддержал граждан и Общественный экологический совет при администрации Ставрополя.

В своих коллективных обращениях граждане напоминают чиновникам содержание ст. 9 Конституции РФ («каждый имеет право на благоприятную окружающую среду») и грозятся акциями неповиновения. «В борьбе за лес мы готовы на многое: и если придется, то живым щитом встанем на защиту каждого дерева!», – говорится в письмах, которые ушли президенту, губернатору и мэру.

Протест возымел действие. В минувшую пятницу городская «зеленая комиссия» должна была рассматривать вопрос о разрешении на вырубку деревьев в Таманском лесу, но в последний момент заседание было решено отложить на неопределенный срок. Якобы, еще не подсчитано точное число деревьев.

Шпаковская администрация услышала…

«Кавказская политика» продолжает отслеживать и другие острые социальные проблемы Ставрополья, по поводу которых в наше редакцию напрямую обращались жители края. В частности, в конце февраля в нашу редакцию пришло коллективное письмо от родителей воспитанников Центра детского творчества Михайловска.

С 1989 года центр находится в здании районной администрации на площади Ленина, и с тех пор его неоднократно пытались выселить: якобы штат районных чиновников постоянно увеличивается, и места для специалистов не хватает. Последовательно пытались выселить детей на улицу все районные начальники, начиная с Валерия Кулинцева. Но покуда руководителем районного отдела образования была Людмила Тарабыкина, человек глубоко уважаемый и опытный, она поддерживала коллектив, оберегая его от нападок прочих чиновников.

Но недавно Людмила Васильевна покинула пост в силу возраста, причем совпало это с появлением в кресле районного начальника нового человека – Виктора Губанова. В канун Нового, 2014-го, года вознамерился завершить начатое своими предшественниками, «переселив» почти 1200 ребятишек на первый этаж «хрущевки» по улице Ленина.

«Кавказская политика», получив письмо от родителей, подробно рассказала об этом в публикации «Всё худшее – детям!». И только после того, как взбудораженные родители привлекли внимание к своим проблемам, нападки на детей прекратились: новый глава районной администрации Александр Ростегаев решил оставить Центр детского творчества на прежнем месте и никуда не переселять.

Или вот другая история, о которой «Кавказская политика» рассказала в статье «Сиротский» вопрос Владимирову» про воссоздание семейного детского дома в Ставрополе. Этот детдом был первым в своем роде в СССР, появившись в 1989 году; под него было выделено заброшенное здание на улице Октябрьской, которое при поддержке местных властей и спонсоров привели в порядок и возвели двухэтажную жилую пристройку.

В 2005 году решением гордумы Ставрополя детский дом был фактически ликвидирован: его создатель Татьяна Корганова, для которой воспитание детей было смыслом всей жизни, зачахла на глазах и в 2008 году умерла. Ей был всего 61 год. И с тех пор за возрождение семейного детдома начал биться ее сын Милери Корганов. В конце февраля ему удалось встретиться с врио губернатора Владимиром Владимировым, который побывал на территории заброшенного детского дома на улице Октябрьской, и заручиться его поддержкой.

…а Минобразования края по-прежнему глухо

О том, как развивались дальнейшие события, «Кавказской политике» рассказал сам Милери Корганов. «После выхода статьи [председатель Следственного комитета РФ] Бастрыкин дал указание разобраться. Он прислал в Ставрополь своего старшего помощника, генерал-майора юстиции Игоря Комиссарова, который выслушал меня и после собрал всех лиц, причастных к этому вопросу. Была там и [вице-премьер правительства края, курирующая социальный блок] Ирина Кувалдина. Я согласился с созданием детского дома семейного типа. На этом и разошлись. Прошло три месяца – никаких сдвигов нет».

По инициативе министерства образования края ООО «Конструкторское бюро Ивлева» изучило техническое состояние здания детдома, которое уже почти десять лет не используется. Предыдущее такое обследование проводилось в 2008 году, и появилась возможность сравнить техническое состояние здания за шесть лет.

Главная проблема – это состояние фасадной части, которая выходит на улицу Октябрьскую. Из-за того, что в столовой и душевой канализация постоянно подтекает, начали подмокать кирпичные стены: расширяются трещины, увеличивается обрыв отмостки от цоколя здания, отслаиваются облицовочные плиты…

Впрочем, приглашенные министерством проектировщики подсчитали, что всё это легко восстановить: даже облицовочный камень можно повторно пустить на облицовку цоколя. Всего же работы «потянут» на 1,3 млн рублей, из которых, скажем, 300 тысяч предстоит потратить на новую лестницу на второй этаж, 93 тысячи – на новый козырек над центральным входом в здание, чтобы не бояться падающих сосулек. Как видно, сумма для краевого бюджета вполне подъемная. И уж тем более – для спонсоров, которых можно было бы найти для такого богоугодного дела. Но, видать, чиновники заниматься этим не горят желанием.

«Я созвонился с зам министра образования Зубенко, и она мне пояснила, что на полное восстановление дома требуется сумма семь миллионов. 1,3 миллиона – это хорошая сумма, но они говорят о семи, а это неподъемная для них сумма, так как на ремонт детдомов министерству на лето выделили лишь четыре. Всё это делается специально. Со мной общаются посредством писем раз в месяц. Третье письмо, думаю, получу с отказом в выполнении каких-либо работ», – рассказывает Милери Корганов.

А может, у чиновников все же проснется дремлющая совесть, и семейный детский дом Коргановых в Ставрополе всё же возродится?! Наше издание обещает взять этот вопрос под особо пристальный контроль и, так же как и в случае с попыткой выселения Центра детского творчества в Михайловске, привести его к благополучному разрешению.