Путину расскажут о беженцах

Правозащитники готовят для президента России доклад о ситуации на Украине.

Совет при президенте России по правам человека и развитию гражданского общества к концу августа подготовит доклад президенту Владимиру Путину о ситуации на Украине, рассказал «Ленте.ру» ответственный секретарь временной рабочей группы СПЧ по Украине Сергей Кривенко. Он будет посвящен вопросам помощи беженцам и вопиющим случаям нарушения прав человека в ходе гражданской войны — именно так в СПЧ оценивают ситуацию на востоке страны.

По словам Кривенко, который по совместительству является членом правления «Мемориала», в докладе будут затронуты две основные темы. Во-первых, это проблема беженцев, прибывающих с юго-востока Украины на территорию России. «Мы поднимем вопрос о необходимости создания единого координационного центра по работе с беженцами, проведем по этому поводу переговоры и с депутатами Госдумы, и с членами правительства», — говорит Кривенко. Остро сейчас стоит вопрос о финансировании пребывания беженцев в России. Как рассказал Кривенко, беженцев размещают региональные власти за счет своих средств, расходы несут социальные бюджетные организации, такие как детские дома-интернаты. «Пока непонятны механизмы, каким образом эти расходы им будут возмещаться. К тому же к осени дети вернутся из летних лагерей и возникнут проблемы с размещением», — говорит он. Вторая тема, которой будет посвящен доклад — ситуация с нарушением прав человека в ходе военного конфликта на Украине.

Временная рабочая группа по мониторингу соблюдения прав человека на территории Украины была создана при СПЧ в конце февраля. В ее состав входят 18 человек, в том числе журналист Максим Шевченко, правозащитник Андрей Бабушкин, врач Елизавета Глинка, председатель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова и другие.

Как рассказал «Ленте.ру» сопредседатель группы, глава комиссии СПЧ по правам человека за рубежом Андрей Юров, члены группы регулярно бывают в зоне конфликта — в Донецкой и Луганской непризнанных республиках. Они выезжают туда в качестве волонтеров, то есть как частные лица, СПЧ им подобные командировки не оплачивает. Они проводят переговоры с украинскими правозащитными организациями, собирают информацию, участвуют в расследованиях и помогают беженцам.

Российские и украинские правозащитники договорились о сотрудничестве в середине июня. В ходе встречи в Харькове российского уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой и уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Валерии Лутковской они приняли решение о создании совместной группы «для решения острых проблем в сфере прав человека на востоке Украины».

Члены СПЧ намерены оценить, какое количество беженцев на данный момент прибыло в Россию. «Информация поступает самая разная, говорит Андрей Юров. — Ряд западных источников утверждает, что речь идет всего лишь о нескольких тысячах. Если опираться на данные ФМС России и оценки известных правозащитников, то приходится говорить о больших цифрах. Нужно проехаться по всем временных лагерям и понять, о каком количестве людей идет речь». Как заявил 14 июля глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, в России находятся уже около полумиллиона граждан Украины, покинувших зону боевых действий.

Сейчас одна из самых актуальных задач Совета во главе с ее председателем Михаилом Федотовым — наладить взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). «Хотя бы установить постоянную связь с главным офисом ОБСЕ в Киевом и с их представителями на местах, такую, какая сейчас у нас установлена с миссией ООН», — говорит Юров.

Но пока правозащитники не имеют успехов в этом вопросе. На днях Михаил Федотов рассказал журналистам, что в ближайшее время надеется получить ответ от ОБСЕ на вопрос, каким образом совету организовать сотрудничество с организацией на территории Украины. Ответа до сих пор нет, известно только, что письмо СПЧ, направленное в организацию еще в начале мая, затерялось в недрах организации. «Мы просили включить рабочую группу совета в мониторинговую миссию ОБСЕ, чтобы обмениваться информацией, и оказать содействие нам в организации гуманитарных коридоров», — заявил он. Во время последней встречи Федотова 3 июля в Вене с постоянным представителем Швейцарии при ОБСЕ послом Томасом Гремингерем, последний, по словам Федотова, сказал, что письма «не видел», писем «очень много» и он «не обратил на него внимание, но теперь обратит».

По словам другого сопредседателя временной рабочей группы СПЧ по Украине Максима Шевченко, в условиях не налаженных связей вести правозащитный мониторинг на месте невероятно трудно. Он рассказал, что в СПЧ поступают сообщения о множестве страшных фактов, которые нуждаются в проверках и расследованиях. Шевченко привел в пример историю человека из Луганска, который, бежав от насильственной мобилизации в нацгвардию, между Красным Лиманом и Луганском в одном из оврагов обнаружил 25—30 тел убитых людей, многие из которых были с отрезанным головами. «Я не знаю, правда это или нет. Но именно совместная комиссия с ОБСЕ, которую необходимо создать, позволила бы нам расследовать подобные сообщения», — говорит Шевченко. По словам Шевченко, в Совете по правам человека конфликт на востоке Украины характеризуют как полноценную гражданскую войну, в которой участвуют две идеологически непримиримые стороны.

По словам Андрея Юрова, до сих пор общественность не знает правды о многих эпизодах и зачастую не понимает, что на самом деле происходит, поскольку не было проведено ни одного независимого международного расследования по событиям на Украине.