Кто и зачем проплатил антитабачный закон

Прошло больше месяца после вступления в силу очередной порции суровых ограничений, предусмотренных законом № 15-ФЗ, что прозвали в народе антитабачным.

Безусловно, курение – привычка вредная, и какие-то разумные ограничения необходимы. С этим согласны и многие курильщики. Однако их мнение при принятии закона услышано не было. Провалились робкие попытки хоть как-то его смягчить, разрешив курение в специальных вагонах и тамбурах поездов, в некоторых ресторанах и барах, а также в гостиницах.

Теперь человек, захотевший подымить, должен внимательно осмотреться – а вдруг он находится в одном из многочисленных мест, где этого делать нельзя. А что прикажете делать законопослушному, но курящему гражданину, если он попал в больницу или вынужден ехать несколько суток в поезде? Подыхать без медицинской помощи или топать по шпалам пешком?

Даже зарубежные эксперты признают, что нынешнее российское антитабачное законодательство – самое жестокое в мире и носит признаки дискриминации, превращающие курильщиков в людей второго сорта. Однако, по мнению его разработчиков, это лишь начало пути. Как считает один из них – председатель правления базирующейся в Твери ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов – «закон не достаточно жёсткий, список общественных мест, где курение запрещено, должен быть расширен… Закон прописывает процедуру, но не даёт ответа, куда мы идём и к чему стремимся».

А вот куда стремится Шабашов со товарищи:

«Нужно готовить общество к делегализации табака и установить срок: через десять лет эта продукция будет изъята из свободного оборота. Курильщики пройдут заместительную терапию. Те, кто не хочет отказаться от табака… будут поставлены на учет в наркодиспансере. Им выдадут пластиковые карточки, по которым они будут получать в аптеках… серые коробочки с палочками, набитыми травой. За то, что поделился сигаретой с другим человеком, – уголовная ответственность».

Вот такая перспектива: нарколог – пластиковая карточка – тюрьма.

Ознакомившись с откровениями «доктора» Шабашова, заставившего через суд аэропорт «Шереметьево» закрыть свои курилки, создается ощущение, что он искренне и беззаветно озабочен проблемами оздоровления нации. Однако почему-то возглавляемая им ассоциация сосредоточила свои усилия именно на борьбе с курением, а не с наркоманией, алкоголизмом, туберкулёзом, детской смертностью или еще чем-нибудь не менее актуальным.

Объяснение такого однобокого подхода дал земляк непримиримого борца с табаком, глава Оленинского района Тверской области Олег Дубов. Немного покопавшись в интернете, он сделал интересное открытие. Оказывается, Шабашов плотно сотрудничает с неким «Открытым институтом здоровья» (ОИЗ). Слово «открытый» в названии не случайно – деньги на свою деятельность эта организация получает как от государственных структур (например, от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию), так и из внешних источников, в том числе от института «Открытое общество» Джорджа Сороса.

Ещё одним спонсором ОИЗ является американский фонд Блумберга, созданный специально для финансирования проектов по борьбе с курением в странах с переходной экономикой. Отдельного гранта на сумму более миллиона долларов от этого фонда удостоился и куратор антитабачного направления работы ОИЗ Кирилл Данишевский, также немало сделавший для принятия антитабачного закона.

Получала внушительные суммы от фонда Блумберга и Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Заслуги её председателя Дмитрия Янина в деле избавления соотечественников от табака оказались настолько велики, что недавно он был удостоен премии имени Джуди Вилкенфилд. По её условиям, лауреату оплачивается поездка в США на торжественную церемонию, а сама премия, помимо памятного знака, включает и немалую денежную сумму.

Вручая Янину «заслуженную» награду, президент американской компании «Будущее без сигарет» Мэтт Майерс отметил, что глава КонфОП «сыграл огромную роль в принятии одного из сильнейших в мире антитабачных законов в сложнейших политических условиях». Такое признание уже само по себе дорогого стоит и о многом говорит.

Интересно, что одним из главных спонсоров выданной господину Янину премии является крупнейшая фармацевтическая фирма «Пфайзер». Помимо знаменитой «Виагры», она производит и активно продвигает на рынок препарат для избавления от никотиновой зависимости «Чампикс».

Стоимость «курса лечения» составляет около шести тысяч рублей. Если ориентироваться на расчеты Минздрава, согласно которым, после вступления в силу антитабачного закона от вредной привычки решат отказаться 15% курильщиков (более шести миллионов человек), то потенциальная прибыль «Пфайзера» от продаж препарата в России может превысить миллиард долларов. Ради таких доходов для человека, фактически открывшего для компании российский рынок, никакой премии не жалко.

Правда, раньше Янин боролся с курением весьма своеобразно. По данным сайта «Lobbying.ru», в середине 2000-х он под предлогом «обеспечения потребителей качественными табачными изделиями» активно выступал за повышение акцизов на отечественную продукцию, и в итоге своего добился. Благодаря усилиям главы КонфОП закрылись табачные фабрики в Омске, Перми, Бийске, Челябинске и Канске. Без работы остались тысячи человек, а освободившуюся нишу на рынке заняли иностранные компании ВАТ и «Филипп Моррис», в интересах которых и действовал Янин. Однако затем в отношениях председателя КонфОП с табачными монстрами что-то разладилось и он переключился на борьбу с курением вообще. Видимо, за это платить стали больше.

Помимо фондов Сороса и Блумберга, свою лепту в финансирование усилий Шабашова, Янина, Данишевского и их коллег по лоббированию антитабачного закона внесли и другие заокеанские структуры, в том числе фонд Фулбрайта, известный своими связями с российскими несистемными оппозиционерами и поддержкой нынешних киевских властей.

Не берусь судить, было ли всё это известно российским законодателям. Но как-то так получается, что почти единодушно (441 голосов «за») проголосовав за №15-ФЗ, наши депутаты сделали широкий шаг навстречу американским фондам, посрамив скептиков, похоронивших «перезагрузку» отношений с США.

Не стоит забывать и о компании «Пфайзер», уже готовящей к отгрузке в Россию контейнеры с «Чампиксом». При этом до сих пор никто не потрудился изучить последствия от приёма этого препарата – как бы не оказалось, что вреда от этого «лекарства» будет больше, чем от курения.
Вполне допускаю, что многие депутаты, среди которых тоже есть любители табака, поддавшись убедительной риторике Шабашова, Данишевского и Янина, нажимали на кнопки, утешая себя тем, что издавна строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но вот тут, боюсь, они попали в ловушку: лоббисты №15-ФЗ получали из США немаленькие гранты не для того, чтобы позволить спустить дело на тормозах. Это вам не закон об «иностранных агентах», в которые хочешь – записывайся, не хочешь – не надо.

Да, пока вроде всё спокойно, сообщений о табачных бунтах в регионах, вроде, не поступает, особо никого не штрафуют, а недовольство законом проявляется в основном в едких комментариях в соцсетях и блогах. Но это до поры до времени. Скорее всего, уже сейчас разработчики антитабачного закона скрупулезно фиксируют случаи его несоблюдения и вскоре ознакомят общественность с результатами своих исследований. А затем пойдут обращения в международные структуры и судебные иски о невыполнении Россией требований собственного законодательства.

Какой тогда будет реакция власти? Если сделают вид, что ничего не происходит – предоставят Западу ещё один повод для упреков в несоблюдении взятых на себя обязательств. Заставят полицию штрафовать всех нарушителей – спровоцируют массовое недовольство. А если такое произойдет накануне выборов в Госдуму? И напрасно кому-то кажется, что всё это несерьёзно. Как известно, беспорядки в Петрограде в феврале 1917 года начались всего лишь из-за трёхдневных перебоев с завозом в столицу ржаного хлеба, при том, что чуть более дорогого пшеничного было в избытке. Что вслед за этим произошло – хорошо известно, последствия расхлёбываем до сих пор.

Так что погорячились депутаты с антитабачным законом, сильно погорячились.

И ещё одна деталь. Мало, кто обратил внимание на дату публикации №15-ФЗ – 23 февраля. Несмотря на свое нынешнее нелепое название — «День защитника (хорошо еще не вратаря) Отечества» — в обществе он по-прежнему прочно ассоциируется с военными. А ведь они, особенно побывавшие там, где стреляют, в основном люди курящие. Ведь способов снять стресс в боевой обстановке не очень много, и несколько хороших затяжек – один из них, и отнюдь не худший.

Вот такой подарочек народные избранники сделали тем, кто за них жизнью рискует. И спасибо, что в окопах служивым пока курить не запретили, как-никак они «на открытом воздухе». А вот в блиндаже или землянке подымить уже нельзя, ибо эти сооружения подпадают под категорию «помещений, предназначенных для обеспечения временного проживания».

Интересно, а в танке можно?..

Скорее всего, дата публикации закона случайно совпала с армейским праздником, и вряд ли в этом есть какой-либо подтекст. Но те ребята, что не жалели денег и чернил на его проталкивание, такому совпадению, скорее всего, порадовались.

Жаль, что время не повернуть назад. Представляю, какая содержательная и взаимно обогащающая дискуссия о вреде табака получилась бы, если бы господа Шабашов, Данишевский и Янин со своими «пластиковыми карточками курильщика» и «серыми коробочками с палочками, набитыми травой» заглянули в 1996-м к нам на Ханкалу…