Покушение на казачий Курган памяти

Реконструкция аэропорта Владикавказ (Беслан) затронула казачью святыню – Курган памяти, посвященный событиям 1920-го года. Большевики уничтожили на этом месте тысячи мирных казаков – жителей станиц, подлежавших выселению. Более 10 лет назад там был насыпан холм и установлен огромный крест. Два раза в год здесь проходят крестный ход и митинг. Но сейчас в 17 метрах от святыни появились траншеи будущего ограждения аэропорта, и проектировщики техсооружений рекомендовали курган… сдвинуть.

Кому помешал курган?

Неподалеку от Владикавказского аэропорта в городе Беслан стоит Курган памяти с большим православным крестом. Он появился в 2001 году на месте гибели казаков, жестоко порубленных и расстрелянных большевиками в 1920-м году. . Эту страшную страницу истории казаки вспоминают ежегодно в конце марта. У кургана проходят митинги и крестные ходы. А осенью здесь же они отмечают годовщины рождения Терского казачества.

В планах Терского казачьего войска было благоустройство выделенной им территории, высадка деревьев, прокладка асфальтовой дороги. Но недавно выяснилось, что почти впритык к кургану должны подойти технические сооружения аэропорта, и казаки не смогут не только облагородить местность, но и проводить там массовые мероприятия, на которые собирается по 500 человек.

Узнали они об этом совершенно случайно. «У нас казак работает в миграционной службе в аэропорту, и он нам дал сигнал, – рассказывает корреспонденту «Кавказской политики» Александр Родин, атаман городской казачьей общины Владикавказа. – Официально нам не сообщили, хотя когда начали копать, не могли не заметить курган».

Траншея под ограждение аэропорта вырыта в 17 метрах от святыни. Сразу за забором будет располагаться пожарная часть. На три метра от ее границы распространяется охранная зона. Это значит, что скопления людей поблизости исключены. «Теперь что, мы должны просить разрешения, чтобы посетить курган? – возмущается Александр Родин. – Тем более места там много. Можно было строить где угодно. Все было сделано, словно это провокация».

Свято место

В 20-х годах прошлого века большевики устроили в предгорьях Кавказа настоящий геноцид казаков, напомнил в разговоре с корреспондентом «Кавказской политики» атаман Владикавказского округа Терского казачьего войска Валерий Храбрых. «Казаков высылали из наших казачьих станиц. При этом погибли, по некоторым подсчетам, около 35 тысяч человек. В основном это были старики, женщины, дети, потому что мужчины воевали на фронтах, – отмечает он. – Когда началось возрождение казачества в 90-х годах, казаки подняли вопрос об установке памятника жертвам. Но не знали, где его поставить. Известно было лишь, что людей сгоняли в сторону аэропорта. А там грузили в «теплушки» в районе железнодорожного разъезда Долаково. Когда строили взлетную полосу аэропорта, грейдеры гребли сплошные кости».

Более точно место убийства тех, на кого не хватило вагонов, в 2001 году казакам указал один осетинский старейшина. Он помнил, что людей сгоняли к колодцу, чтобы можно было их напоить. И колодец действительно нашелся – глубокий, но к нашему веку совершенно пересохший. Его обнаружили в пяти метрах от ограды аэропорта.

Чтобы не мешать авиапредприятию, казаки отступили 50 метров и там насыпали курган. Участок под него был со всеми согласован, очерчен на картах, хотя пока и не оформлен через регистрационную палату на общественное Терское казачье войско.

Курганы – не движутся

И вот курган снова помешал, словно рядом с аэропортом больше нет ни пяди свободной земли. А ведь там сплошь пустыри на десятки гектаров. Пришлось казакам вмешаться и остановить рытье траншей под ограду близ своей святыни. Строители и представители власти сразу пошли навстречу защитникам памятника. А вот московским проектировщикам переделывать документацию явно не хотелось, и они, по словам Александра Родина, требовали «переставить курган».

«Нам говорят: «Сдвиньте курган». Но это же не шахматная фигура, которую можно сдвинуть? – рассуждает казак. – Все знали, что там курган, что это для нас, для каждого терского казака – святое, намоленное место. Оно символизирует нашу память и славу. Мы не позволим так обращаться с памятью предков. Администрация Правобережного района на нашей стороне, потому что там понимают, чем это может обернуться. Это Кавказ. Здесь уважают святыни. Это же не только технический, но и политический вопрос. Да и не построенный пока объект легче передвинуть, чем готовый».

На сторону казаков встал лично глава Северной Осетии ТаймуразМасуров. «Он присутствовал на открытии этого кургана, помогал», – подчеркивает Валерий Храбрых . Он сказал, что о сносе кургана и разговора быть не может. «Но там, честно говоря, об этом речь и не шла. Просто они залезли на нашу территорию, и если там еще будет и охранная она, то нам вокруг кургана и обойти нельзя будет. А там бывают крестные ходы. Ну и вообще мы категорически против того, чтобы затрагивали нашу территорию».

Аэропорт отступит?

Казаки написали письмо на имя руководителя ФГУП «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов» Михаила Жеребцова, и два дня назад (9 июля) в аэропорту прошло совещание по реконструкции аэропорта. «Прилетели представители из Москвы. Были здешние подрядчки-субподрядчки, представители администрации района. Пригласили и нас, чтобы обсудить вопрос с курганом, – говорит владикавказский атаман. – Я лично начальнику технического отдела сказал: «С вашей стороны – это чисто технический вопрос, а с нашей – политический, потому что святыню трогать нельзя». Он ответил, что понял нас, и обещал рассмотреть варианты, как можно подальше отодвинуть забор от кургана. Пока от него известий нет. Но работы он распорядился приостановить до тех пор, пока мы с ними не найдем общий язык».

На совещании в аэропорту так и не появился глава местного самоуправления Правобережного района, который согласовал и подписал проект строительства технических сооружений. А вот глава администрации района на заседании полностью поддержал казаков. И пресек реплику о том, что постановление местного самоуправления района о выделении этого участка и установке кургана и памятного креста – «просто бумажка», если нет свидетельства из регистрационной палаты.

Валерий Храбрых полагает, что чиновники просто поторопились, и без выезда на место согласовали проект строительства технических сооружений аэропорта. «Ладно, наши чиновники прошляпили: они сидели в кабинетах, быстро подписывали эти документы, потому что республика заинтересована в скорейшей реконструкции аэропорта. Но проектировщики все там были, видели курган, а он не малый – шесть метров в высоту и на нем шестиметровый крест. Неужели у них не возникли вопросы: что это такое, кому это принадлежит, кто хозяин?» – удивляется он.

«Терцы устали от непонимания»

Курган под Бесланом – единственный памятник терским казакам – жертвам геноцида со стороны Советской власти, отмечает председатель правления Славянского союза Осетии Владимир Писаренко.

«В 2015 году исполняется 95-я годовщина трагических событий. В марте 1920 года десятки тысяч стариков, женщин и детей, выселенных из станиц Аки-Юртовской, Воронцово-Дашковской, Тарской и Сунженской были зверски убиты именно в этом месте, – напомнил он в комментарии корреспонденту «Кавказской политики». – Мои предки родом из станицы Тарской, и меня этот конфликт втройне касается. Казаки не поступятся и пядью этой земли. Можно сказать, что этот клочок земли – последнее, что у нас осталось».

«Хочется верить, что данная проблема возникла не искусственно. Последние годы терские казаки уже начали уставать от непонимания, – подчеркнул он. – В данном случае радует поддержка властей республики. Остается разобраться, кто же дал документы на землеотвод. Хочется надеяться, что руководство республики окажет помощь казакам в оформлении и благоустройстве территории монумента памяти терским казакам».