Аналитики угрожают властям Киргизии Таможенным союзом

Сценарий присоединения Киргизии к Таможенному союзу: сильные и слабые стороны SWOT-анализ Национального института стратегических исследований Киргизской республики

Сильные стороны

1. Среди предполагаемых положительных последствий вступления страны в Таможенный союз и ЕЭП – выгоды от более глубокой региональной интеграции, связанные с более емкими рынками, ростом прямых иностранных инвестиций, применением новых технологий и общим усилением конкуренции. Так, инвесторы, принимая решение, будут иметь ввиду более широкий региональный рынок и вкладывать капитал в масштабные проекты. Это позволит использовать экономию на масштабе, учитывать региональное разделение труда и даст возможность организации производства новых видов продуктов, которые ранее не производились в стране. Следует отметить, что отмеченные выше положительные последствия связаны в основном со среднесрочными и долгосрочными перспективами региональной интеграции.

2. Уменьшение торговых барьеров, тарифных и нетарифных, что означает уменьшение издержек при торговле и рост конкурентоспособности.

3. Выгоды участия в расширенном региональном рынке реализуются через сравнительные преимущества при производстве того или иного продукта. По ряду товарных групп, таких как молочная продукция, другие пищевые продукты животного происхождения, фрукты и овощи, свежие и сушенные, продукты переработки овощей, фруктов, женская одежда, изделия из камня, ювелирные изделия, имеются высокие сравнительные преимущества при экспорте в страны ТС, которые могут быть реализованы при вступлении в ТС. Кроме того, другие продукты, имеющие незначительные сравнительные преимущества, также могут добиться успеха при определенных условиях, включая необходимую поддержку со стороны государства, маркетинговые усилия по продвижению данных продуктов на рынках стран ТС и др. Ожидаются существенные положительные последствия от роста прямых иностранных инвестиций и роста производства компаний-экспортеров по ряду секторов, отмеченных выше.

4. Вступление КР в ТС позволит сохранить беспошлинный и льготный импорт стратегических товаров (нефтепродукты, газ, зерно, продукты химии, черные и цветные металлы, лесоматериалы и др.).

5. Ожидается улучшение макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе, включая улучшение платежного и торгового баланса страны при сокращении реэкспорта.

6. В случае присоединения Киргизии к ТС/ЕЭП, будут созданы условия для свободного перемещения трудовой силы по территории стран, входящих в интеграционное объединение. Так, членство в ЕЭП предоставляет трудовым мигрантам благоприятные условия пребывания и деятельности, в том числе упрощенная процедура трудоустройства, длительных сроков пребывания в стране миграции, улучшение социальных условий жизни для трудовых мигрантов и их семей. При этом трудящиеся-мигранты пользуются всеми социальными правами, которые имеют граждане государства пребывания.

Слабые стороны

1. Рост инфляции. По расчетам, проведенным Национальным банком КР, рост инфляции за счет введения единого таможенного тарифа ТС составит в пределах 10-12%. Одновременно на рост цен повлияет отмена упрощенного режима таможенного оформления. Повышение розничных цен за счет данного фактора будет разовым, в год введения новых тарифов. Также ожидается повышение цен вследствие вымывания более дешевых товаров из-за открытия рынков стран ТС.

2. Снижение темпов экономического роста из-за изменения таможенных тарифов (при прочих равных факторах). Расчеты экспертов с использованием модели общего равновесия (MAMS) показали, что из-за применения единого таможенного тарифа ТС по сравнению с базовым сценарием ожидается замедление темпов прироста ВВП в среднем на 0,6% в год в 2016-2019 годы.

3. Потери бюджета. По расчетам экспертов, замедление темпов прироста ВВП в среднем на 0,6% в год из-за введения новых импортных тарифов означает потери бюджета в размере 60 млн. долларов в год при прочих равных факторах. Также потери поступлений в бюджет ожидаются из-за прогнозируемого спада в отдельных секторах экономики, которые не смогут выдержать конкуренции из-за сравнительно низкой конкурентоспособности. Кроме того, снизятся поступления в бюджет, поступающие от крупных оптовых рынков Дордой, Карасуу и Мадина (сумма поступлений в год составляет примерно 100 млн. сомов). Ожидается также снижение платежей от предпринимателей, занятых в челночной торговле.

4. Рост безработицы. Из-за ожидаемого резкого снижения объемов реэкспорта при вступлении в ТС прогнозируется достаточно серьезное высвобождение работников, занятых как на крупных оптовых рынках Дордой, Карасуу и Мадина, так и в целом в бизнесе, связанном с оптовой и челночной торговлей. Прогнозируемый спад в отдельных секторах экономики, которые не смогут выдержать конкуренции из-за сравнительно низкой конкурентоспособности, приведет к высвобождению части персонала компаний.

5. Ожидается рост издержек и снижение конкурентоспособности для ряда секторов с высоким удельным весом импортируемых материалов в общих затратах. Кроме того, произойдет рост издержек для экспортеров, а в ряде случаев и невозможность осуществления экспорта из-за того, что принятая в ТС система технического регулирования предъявляет более жесткие требования к производителям и импортерам продукции. Технические регламенты, которые при вступлении в ТС предстоит принять Киргизии, устанавливают требования, для выполнения которых предприятиям Киргизии в ряде случаев необходимо осуществить серьезное улучшение системы управления качеством, внедрить новые технологии. Дополнительно, потребуется проведение модернизации испытательных лабораторий, приведение в соответствие с требованиями ТС санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска и осуществление других мер по улучшению системы технического регулирования.

6. В соответствии с положениями ВТО, Киргизия как член ВТО, в случае внесения изменений в уровень тарифов, должна будет провести переговоры с членами ВТО (если таковые найдутся), которые посчитают, что они понесли потери от изменения тарифов, для обсуждения вопроса о предоставлении компенсаций странам ВТО. Причем компенсации, согласно правилам ВТО, должны предоставляться не в денежной форме, а в форме снижения уровня других тарифов. Следовательно, такие переговоры могут проводиться только совместно с участием других стран-членов ТС, поскольку на любое изменение единого таможенного тарифа ТС потребуется их согласие.

7. Другая часть негативных последствий присоединения Киргизии к Таможенному союзу связана с существующими проблемами в экономике страны. Киргизия, вступая в ТС, будет испытывать сложности в реализации ожидаемых преимуществ и получит меньше выгод из-за: слабого потенциала институтов и высокой коррупции; слабого использования экспортного потенциала; сохраняющейся ориентации на поддержку реэкспорта; имеющихся проблем в области инвестиционного климата и поддержки бизнеса; высокого уровня теневой экономики; отставания в реформировании системы технического регулирования; отсутствия серьезной финансовой поддержки компаний.

Возможности

Возможности, открывающиеся в связи с вступлением в ТС, связаны прежде всего c реализацией выгод от более глубокой региональной интеграции. Учитывая важность следующего после вступления в ТС этапа интеграции – формирования ЕЭП, реализация которого в настоящее время началась, уже на стадии вступления в ТС соответствующим министерствам и ведомствам Киргизии необходимо подключиться к проводимой соответствующими национальными органами стран ТС работе по формированию согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углублению производственной кооперации, включая создание совместных транснациональных корпораций.

Для реализации возникающих возможностей нужно также участвовать в разработке и осуществлении согласованной экономической политики, в том числе участвовать в согласовании параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, приступить к сотрудничеству в вопросах миграционной политики и в валютной сфере. Каждое из вышеуказанных направлений сотрудничества открывает широкие перспективы для будущего развития соответствующих секторов экономики, особенно с точки зрения установления экономических связей, закрепления и расширения производственной кооперации.

Активность органов управления и бизнес-структур имеет важное значение для обеспечения конкурентоспособности экспорта Киргизии и реализации имеющихся и потенциальных сравнительных преимуществ по таким группам товаров как мясо-молочная продукция, овощи и фрукты, пищевые продукты, одежда, хлопок-волокно, табак, изделия из камня и др.

Угрозы

1. Из-за излишне быстрого, неподготовленного и непродуманного вступления в ТС, а также в случае медленного реагирования государственных органов на ухудшение ситуации, могут возникнуть разрушительные социальные конфликты, произойдет дестабилизация политической и экономической ситуации.

На крупных оптовых рынках Дордой, Карасуу, Мадина, включая обслуживающие структуры, такие как транспорт, логистические терминалы, общепит, пункты обмена, охрана, грузчики и др., обеспечивается занятость населения в значительных объемах. Так, только на самом рынке Дордой количество занятых составляет 55 тысяч человек.

В случае принятия единого таможенного тарифа ТС, по расчетам Национального банка КР, ожидается единовременный рост розничных цен в среднем на 10-12%, однако с учетом ожидаемого роста цен в связи с происходящей девальвацией сома в совокупности можно ожидать ощутимо большего роста цен. Это означает, что в условиях ожидаемого значительного инфляционного давления должны быть приняты меры по предотвращению значительного падения уровня жизни, особенно уязвимых слоев населения, включая расширение выплат пособий по безработице, пособий для малоимущих, инвалидов, осуществление широких программ переобучения лиц, потерявших работу, программ общественных работ и др.

Такой сценарий ухудшения уровня жизни возможен в случае, если, несмотря на значительный потенциал нестабильности, не будут приняты меры по сглаживанию, обеспечению максимально плавного поэтапного перехода, с использованием преференций. В том числе, если странами ТС, в первую очередь Россией, не будет оказана финансовая помощь при осуществлении мер по созданию рабочих мест и перепрофилированию оптовых рынков.

2. Под влиянием внешних и внутренних факторов интеграционное объединение не сможет эффективно функционировать. Такой сценарий возможен в случае, когда из-за слабости институтов стран ТС и наднациональных органов, а также из-за лоббирования бизнес-структур не будет обеспечиваться должное исполнение принятых соглашений в рамках ТС и ЕЭП и соответствующих нормативных документов, в первую очередь в части устранения внутренних протекционистских барьеров (физических, технических и других) на пути движения товаров, услуг, капиталов и лиц. В том числе среди факторов возможной неэффективности можно отметить недостаточно оперативное продвижение вопросов гармонизации законодательства, например, в области технического регулирования, по аккредитации лабораторий, по единообразному применению и выполнению требований в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, по применению технических регламентов на практике, что затруднит свободу движения товаров и услуг.

3. При принятии решений будут доминировать более влиятельные члены интеграционного объединения, а интересы Киргизии не будут учитываться или будут учитываться в недостаточной степени. Учитывая значительную разницу в размерах ВВП, населения, объемов торговли и других показателей между Россией и другими странами ТС и также намного более ощутимую разницу между Кыргызстаном и тремя странами ТС, можно ожидать, что на практике мнение и интересы Киргизии могут учитываться в меньшей степени, чем интересы России, Казахстана и Беларуси. В результате, экономика Киргизии будет развиваться медленнее, а цели и задачи, стоящие перед страной, могут быть не достигнуты.

4. Не будут проводиться меры по поддержке отстающих членов ТС из-за несогласия отдельных стран ТС или из-за нехватки финансовых ресурсов из-за глобального кризиса. Распределение выгод среди членов интеграционного объединения может быть весьма неравномерным. Динамика рыночных сил может усиливать несбалансированное развитие, неравномерность, когда исходные условия в странах неодинаковы. В результате, если не будут осуществляться меры политики, направленные на уменьшение неравномерности и дисбалансов, более развитые страны будут получать больше выгод от более емкого рынка ТС, чем Киргизия. В настоящее время правительствами России и Киргизии создана совместная рабочая группа, которой должны быть подготовлены предложения по конкретному механизму предоставления Россией финансовой помощи КР для обеспечения подготовки экономики КР к вступлению в ТС.

5. Из-за недостаточного проведения мер по борьбе с коррупцией, слабости институтов, негативного влияния политической нестабильности правительство не сможет провести модернизацию экономики и обеспечить высокие темпы роста. Недостатки в системе управления могут быть использованы для реализации сценариев дестабилизации ситуации в КР внешними игроками. Внешние силы, учитывая стратегическое местоположение КР, реализуя свои геополитические стратегии, используя отдельные внутренние конфликты, осуществляют меры по ослаблению КР, чтобы не допустить достижение КР своих целей в развитии экономики. Для этого могут быть использованы различные клановые и региональные интересы отдельных групп политиков, а также бизнес-структур, в том числе иностранных. В этих же целях могут быть задействованы последствия возникающих пограничных конфликтов и обострение межстрановых противоречий с соседними странами (например, Таджикистан, Узбекистан).