Чужие в Карабахе

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта Джеймс Уорлик спровоцировал новые дебаты на тему ввода миротворческого контингента в Нагорный Карабах. Соответствующий пункт содержится в одной из шести американских инициатив по карабахскому урегулированию, буксующему с начала 90-х годов минувшего столетия.

Предложение Уорлика, касающееся ввода миротворцев, породило множество толков. В частности, уж не пытаются ли американцы заслать в Карабах свои «голубые каски»? И при чем тут США, когда постсоветское пространство считается сферой миротворческой «привилегии» России? Как заявил в ходе состоявшегося недавно в РИА Новости видеомоста Ереван — Москва — Астана на тему «Актуальные вызовы безопасности на пространстве СНГ» заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев, для снижения угроз со стороны других государств в отношении Армении можно рассмотреть возможность использования миротворческого контингента в зоне карабахского конфликта.

Но, подчеркнул он, нужно четко понимать, кто будет представлять миротворческий контингент, и каковы его цели. Евсеев также заявил, что Россия готова оказать всеобъемлющую помощь в обеспечении безопасности на территории Армении. «Если говорить в целом о безопасности Армении, то Россия имеет перед ней обязательства по защите, и Россия готова оказать стопроценую помощь в обеспечении безопасности на территории Армении»,- пояснил эксперт.

А директор ереванского института Кавказа Александр Искандарян отметил, что карабахский конфликт — единственный из всех конфликтов в регионе Южного Кавказа, в зоне которого не были размещены миротворцы. По его мнению, проблему представляет существующий дисбаланс между Арменией и Азербайджаном в сфере вооружений. «Именно нарушение этого баланса может привести к серьезным проблемам в нашем регионе», — сказал он.

Между тем практически параллельно с видеомостом в Ереване состоялся форум, организованный ОДКБ, и рассмотревший тему интеграции национальных и региональных миротворческих потенциалов в глобальную систему мирных операций на основе принципов и стандартов ООН. Армянское издание Lragir прокомментировало его следующим образом: «ОДКБ и Россия пытаются нащупать почву, как можно ввести войска в регион армяно-азербайджанского конфликта».

Подчеркивается, что министр обороны Армении Сейран Оганян категорически отказался от помощи ОДКБ, заявив, что карабахский конфликт является единственным в мире, где перемирие поддерживается без третьих сил. Что же касается обстрелов, сказал он, у армий Армении и Нагорного Карабаха достаточно сил, чтобы контролировать ситуацию.

Целью вхождения ОДКБ в Нагорный Карабах оппозиционное издание назвало «очень простое» решение проблемы конфликтной территории. То есть, «нужно только ввести войска и установить их на той линии, о которой договорятся» Россия, Турция и Азербайджан: «Скорее всего, они уже договорились, и Путину с Алиевым уже известно, сколько карабахских районов на первых порах получит Азербайджан».

Говоря о наличии оснований для ввода войск в зону армяно-азербайджанского конфликта, издание ссылается на Устав ОДКБ: в случае агрессии в отношении одной из стран, входящих в эту организацию, последняя имеет право на ввод войск. Иными словами, «Россия может «попросить» Азербайджан напасть на Армению, заставить Сержа Саркисяна обратиться за помощью и оперативно ввести миротворцев в зону конфликта».

Но нужны ли миротворцы — будь то российские, американские или иные, — Армении и Азербайджану? Судя по высказываниям экспертов двух стран, здесь почти в равной степени опасаются любого миротворческого присутствия как элемента, дестабилизирующего обстановку. В частности, российским миротворцам припоминают их деятельность в Абхазии и Южной Осетии, которая завершилась отделением этих территорий от метрополии; американцам -«кровавые расправы» на Балканах и в других регионах мира.

Фактически институт миротворцев почти везде зарекомендовал себя как инструмент продвижения внешнеполитических, идеологических, военных, экономических и прочих интересов той или иной державы или группы стран в конкретно взятом регионе. Причем очень «удобно», когда соответствующие операции проводятся под эгидой международных организаций (ООН, НАТО, ОБСЕ, и т.д.), которые размывают ответственность.

Что же до собственно Карабаха и вообще конфликтной зоны, режим прекращения огня здесь сейчас действует весьма условно: противоборствующие стороны постоянно упрекают друг друга в обстрелах. Бывают и жертвы. Но присутствие в конфликтной зоне миротворцев способно лишь временно стабилизировать ситуацию, а не установить мир надолго и всерьез. В лучшем варианте, имея в виду Карабах, миротворцам удастся продлить замороженное состояние конфликта. Но с этим не согласится Баку — его категорически не устраивает затянувшийся на десятилетия статус кво.

Кроме того, если на ввод миротворцев (российских, американских, европейских и т.д.) не согласятся все три стороны, то есть Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах, в регионе появится еще один очаг напряженности — на сей раз, из-за присутствия миротворцев, которые всегда транслируют интересы третьих стран.

Возникает также вопрос: а нужны ли российские миротворцы в Карабахе? И не обернется ли миротворческая операция падением авторитета России, если та не сыграет решающей роли в урегулировании конфликта, который должны погасить сами армяне и азербайджанцы, выйдя, предварительно, хотя бы на минимальный уровень взаимного доверия.

Что же касается американских и европейских миротворцев — то не стремятся ли они в регион, чтобы остаться здесь на долгосрочной основе? И не станет ли их вытеснять с Южного Кавказа Россия, имеющая военную базу в армянском городе Гюмри? Весьма сомнительно, что Россия позволит ввести в Карабах иностранных миротворцев, поскольку она, равно как и Запад, работает на выдавливание из региона конкурирующих сил.

Словом, вряд ли Армению и Азербайджан устроит присутствие миротворцев в Карабахе. Во-первых, в Ереване опасаются, что российский миротворческий контингент, при большом, так сказать, политическом «размене», может подыграть Азербайджану. А в Баку опасаются, что если русские расквартируются в НК, шансы Азербайджана отвоевать Карабах в среднесрочной перспективе понизятся до нуля.

Во-вторых, если Азербайджан позволит американским и европейским миротворцам войти в конфликтную зону без согласия России, Баку и Москва рассорятся насмерть, и вообще спровоцируют новую войну в регионе с участием России. То есть в Карабахе, хоть и с некоторой натяжкой, может повториться грузинский сценарий.

Есть еще один аспект — Азербайджан старается ограничить вмешательство Запада в свои внутренние дела, опасаясь «цветного» переворота, которого пытается избежать также и его стратегический партнер — Турция.

Так что в данной ситуации президентам Армении и Азербайджана лучше договориться без активного вмешательства третьей силы и принять приглашение президента Франции приехать в Париж и найти общий язык. Разумеется, не стоит ожидать, что Саргсян и Алиев сходу бросятся друг другу в объятия, но они, по крайней мере, могут попытаться начать плодотворный диалог.

В противном случае в отношения сторон вклинятся разные силы, заинтересованные в реализации исключительно собственных амбиций, а не в мирном урегулировании. Либо разразится война.