Кавказские вузы: когда количество перейдет в качество?

Несмотря на спад количества абитуриентов, вузы вынуждены сохранять учебные места, дабы не сократилось финансирование

В условиях прихода «поколения демографического кризиса» наблюдается сокращение числа выпускников. При этом количество мест в вузах, в том числе и бюджетных, не сокращается. Дело в зависимости институтов от бюджетных денег, выделяемых на конкретное число студентов.

Снижение порога ЕГЭ – это также не показатель плохого качества подготовки школьников, а скорее необходимая мера для увеличения количества абитуриентов. Количества, растворяющего качество и саму ценность высшего образования.

Главное, чтобы были студенты

Сегодняшняя обстановка на рынке высшего образования такова, что позволяет практически любому абитуриенту, получившему аттестат, а не справку об окончании школы, стать студентом какого-либо института. Вузов, в том числе и негосударственных, множество. Когда-то сокращенное по причине недобора детей количество детсадов сегодня выливается в тотальный дефицит детских учреждений. Система финансирования учебных заведений, в том числе и государственных, сейчас строится по количеству обучаемых студентов.

Если будет изменена структура, ориентированная на количество студентов, и будет сокращен набор на тот или иной год, ситуация может через несколько лет привести к дефициту учебных заведений, считают эксперты, задействованные в системе образования.

«Сейчас вырастает поколение, рожденное в период кризиса. Так называемые дети периода «путинского беби-бума» будут выпускаться уже через пару лет, а сейчас надо просто пережить этот период дефицита количества мест для того, чтобы будущее поколение могло уже быть обеспечено, но и система образования имела отбор и право выбора», – уверена Сакинат Уситаева, педагог с многолетним стажем. По ее версии, население старшего возраста пока поддерживает нишу, не заполненную специалистами, но уже совсем скоро придет поколение настоящих профессионалов.

По мнению эксперта, в системе образования демографические кризисы всегда отражаются с большим запозданием, порой в несколько поколений. «Это обусловлено тем, что кризисная ситуация еще должна «вырасти» вместе с детьми, по которым был нанесен, грубо говоря, удар. Например, ставшая непопулярной из-за невостребованности родильных домов в середине 90-х профессия акушера стала максимально необходимой в наше время. Заметный дисбаланс выявился в нынешнем поколении школьников, когда в первый класс в одной и той же школе набивают по 40-45 человек, а в выпускном классе при этом едва ли насчитывается 15-20 человек», – убеждена Уситаева.

Шанс оказаться невостребованным, не получив высшее образование, не повод множить вузы, де-факто являющиеся только номинальным учебным заведением, убежден Саид Ахмедханов, политолог-аналитик. «Я помню, в конце 70-х, когда я заканчивал вуз, само название «человек с высшим образованием» – это звучало гордо, необычно, нестандартно. Сегодня даже кандидатской степенью никого не удивишь! Вузы нужны, коммерческие в том числе, но их количество должно быть непременно сокращено в пользу качества», – убежден он.

Зачем снижали порог?

О кризисе в системе образования заговорили сразу же, как только в разгар приемной кампании в вузы были подведены итоги экзаменов по обязательным предметам – русскому языку и математике. Тогда было принято решение о понижении порога, необходимого для сдачи ЕГЭ. И если большинство говорило о низком качестве преподаваемых в школах знаний, то эксперты утверждают, что это скорее шаг для искусственного повышения количества абитуриентов. Ведь их могло попросту не хватить на все вузы.

«Я все-таки считаю, что уровень того, что преподают в школе, даже по программе и даже качественными педагогами, далек от того, что требует вуз. Только вузам теперь нужны студенты, любые. Если в тот или иной вуз не будет набора, вне зависимости от того, государственный он или частный, он будет ущемлен финансово. Только из этого надо было делать вывод не о снижении порогов и выдаче аттестатов не меньше прописанного количества, а о снижении числа высших учебных заведений как таковых», – убежден Рамазан Сайгитбегов, аналитик, общественный деятель.

Эксперт поддерживает идею главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, заявившего, что выпускники, не набравшие нужное количество баллов для поступления в вузы, будут на льготных условиях устроены в стузы республики. «Это единственный реальный способ выправлять ситуацию. Именно таким образом и родители не будут в панике от того, что их детям закрыли дорогу в жизнь, да и сами молодые люди будут получать профессии, более востребованные в реальной жизни», – считает Сайгитбегов.

В сегодняшних реалиях школьник, не поступивший в вуз, воспринимается как неудачник, а его родители – как плохие, которые что-то не додали своему ребенку, говорят эксперты. Изменения в системе образования нужны, но их надо проводить структурно, а не «методами шоковой терапии», говорят они.