«Дорога жизни» в политическом тупике

Железная дорога, которая может вдохнуть новую жизнь в экономику всего Южного Кавказа, опять пытается прорваться через стену политического отторжения.

Железнодорожное сообщение по маршруту Россия — Абхазия — Грузия — Армения было прервано более двадцати лет назад в результате военных и политических конфликтов, которые и сейчас остаются фактором напряженности и тормозом для социально-экономического развития региона. Тема восстановления этого транспортного коридора, периодически поднимающаяся из тины небытия, в последние дни снова в повестке международных отношений. Глава РЖД Владимир Якунин, констатировав «чисто политический характер» проблемы, заявил о намерении ее, тем не менее, решать. В ответ спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе сдержанно, но выразил готовность эту тему обсуждать.

Смогут ли в данном случае экономические аргументы стать особой сферой миротворчества, построения доверия и стабильности? Эксперты, практически безоговорочно признавая экономическую востребованность этого маршрута, расходятся в оценке вероятности прорыва политического тупика, в котором он оказался.

«Судя по всему, наступает период, когда Россия и Грузия, ее новое правительство, присмотрелись друг к другу, и стало очевидно, что системное противостояние, которое было между странами последние 8 лет, прекращается», — говорит старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов. По его оценке, экономический блок правительства и сам премьер-министр Грузии склоняются к большему реализму в оценках; они понимают, что реальное развитие Грузии, рывок в развитии и увеличении ВВП связан с отношениями со своими соседями и, в первую очередь, с Россией, которая является главным рынком для грузинской продукции. Сушенцов констатирует, что в этом году, после возвращения грузинских вин на российский рынок, Грузия отмечает большой — 7-8-процентный рост ВВП. Примечательно, что вина в Россию, по его данным, было продано больше, чем всем остальным потребителям грузинской продукции, вместе взятым, так что недооценивать вклад российского рынка в ВВП Грузии невозможно. Несомненные дивиденды от восстановления железной дороги получит и Абхазия, утверждает Сушенцов. «Во-первых, абхазский бюджет будет получать транзитные пошлины с грузов, которые будут проходить по ее территории. А во-вторых, сама дорога, как дорога жизни, сможет вокруг себя, наконец, организовать производство, которое сейчас в Абхазии находится в плачевном состоянии. Как только появится транспорт, это даст импульс абхазской экономике, Абхазия перестанет так сильно зависеть от российских дотаций и будет чувствовать себя более уверенно», — говорит эксперт.

«В этом отношении, очевидно, что железная дорога по маршруту Армения — Грузия — Абхазия — Россия является дорогой жизни для региональной экономики и будет способствовать не только экономическому процветанию, усилению связей всех находящихся здесь государств, но и постепенно будет снимать вопросы безопасности, которые этот регион разделяют и препятствуют мирной жизни. Это, несомненно, позитивное развитие событий», — убежден Сушенцов.

Руководитель аналитического агентства «Alte et Certe» Андрей Епифанцев видит две вероятные причины актуализации темы железной дороги. Это, с одной стороны, вступление Армении в Евразийский экономический союз, что требует надежного и недорогого, по сравнению с морскими и автомобильными перевозками, транспортного сообщения. А с другой стороны — изменение ситуации в Абхазии, где «появилось понимание того, что долго сидеть на российских деньгах не получится и поэтому нужно зарабатывать самим, а значит, нужно развивать бизнес, и тогда нужна дорога». «Абхазия не имеет четкого понимания, что она выиграет, потому что еще серьезно это и не обсуждали. Но новые люди, которые выходят на политическую арену Абхазии, все идут под флагом реформ. Они уже не смогут отгородиться от всех, потому что нужно зарабатывать деньги. И теперь с Абхазией можно говорить об этом», — считает он.

Однако иные мотивы могут двигать в этом вопросе Грузией, указывает Епифанцев. «Экономически, конечно, дорога Грузии тоже полезна. Если эта дорога будет, то общий грузопоток через Грузию на Армению и дальше — на Иран — значительно повысится. Но политически ситуация другая. Для Грузии главным в этом вопросе будет мнение Азербайджана, ЕС и США», — полагает он.

«Зависимость Грузии от Азербайджана всеобъемлюща. Она получает значительную долю нефти и газа, идущей транзитом по ее территории, бесплатно. Для Азербайджана же транспортная изоляция Армении — это оружие. Как сказал один азербайджанский политик, если Грузия откроет дорогу, мы четко будем знать, кто наш враг в регионе», — говорит Епифанцев. Он, однако, отмечает, что такая зависимость от нефти и газа обоюдна: Азербайджан тоже зависит от грузинского транзита, других серьезных и мощных направлений перевалки своих углеводородов у него нет. «И если грузины захотят открыть дорогу, они об этом вспомнят. Но им нужны веские мотивы, чтобы оправдать в таком случае повышение цен на энергоносители для своих граждан. А по-настоящему весомым мотивом может быть только политический — возвращение Абхазии и Южной Осетии. Но этого предложения нет, и быть не может, оно фактически нереально», — убежден эксперт. Кроме того, отмечает он, если учитывать ветку в Иран, то эта дорога начинает угрожать интересам США и Евросоюза, которые в случае очередного ухудшения отношений уже не смогут блокировать нефть из Ирана. «Я не вижу сейчас каких-то больших изменений, которые с политической точки зрения эту дорогу бы открыли. Но это не значит, что эту тему надо забывать. Теоретически ситуация может измениться», — считает Епифанцев.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Яна Амелина, полагает, что экономические причины в данном случае не имеют никакого значения, важна только политика. «А в политической сфере все просто: согласие Грузии (получившей на днях ассоциацию с ЕС, то есть еще дальше отошедшей от России) на возобновление железнодорожного сообщения де-факто означает признание Абхазии. Очевидно, что Тбилиси на это не пойдет. С другой стороны, для России, рассматривающей сейчас вариант более короткого пути на Армению (через Осетию), это абсолютно не критично. На мой взгляд, открытие железной дороги через Абхазию в настоящее время, как и в обозримом будущем, невозможно», — говорит она.