Так бегали они, что лапки лишь мелькали. Подвиг Госдумы

Перед уходом на летние каникулы за три пленарных заседания Госдума приняла в третьем чтении 84 закона. Это означает, что всего за одну неделю с Охотного Ряда была выпущена почти треть от общего числа принятых за полгода весенней сессии законопроектов.

«Крутимся как белки в колесе! Не передохнешь, не поешь!» — такие слова можно было услышать от сотрудников аппарата Госдумы и самих депутатов в конце июня — начале июля.

Как белки в колесе…

1 июля утром депутаты слушали выступление главы Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина («ЕР»), посвященное подготовке Отчета о состоянии российского законодательства в 2014 году. По итогам работы над аналогичным документом в 2013 году, сказал г-н Плигин, были сделаны несколько выводов. Первый и главный — «продолжает иметь место проблема рассмотрения и принятия законопроектов в предельно сжатые сроки. Как правило, такая ситуация обусловлена необходимостью решения тактических задач. В ряде случаев это приводит к плохо проработанным законодательным решениям, которые деформируют правовую систему, снижают эффективность правового регулирования и подрывают уважение к законам и тем, кто их принимает. Законодательство перестает играть регулирующую роль, участники общественных отношений не успевают его воспринять, а зачастую просто понять, внедрить к практику».

Депутаты внимательно слушали г-на Плигина, время от времени вздыхая и кивая головами в знак согласия. Слеза наворачивалась от умиления.

А через 10 минут понеслось… В повестке дня заседания 1 июля стояло 90 вопросов. Это по 4 с небольшим минуты на законопроект в среднем. Все, конечно, не успели, но подавляющее большинство — да, переварили. 3 июля депутаты обсудили около 50 законопроектов. 4 июля — около 60.

Комитеты заседали с утра до ночи. Если заседали вообще: во многих случаях решения комитетов оформлялись опросным путем, по телефону…

Необычно большая часть проголосованных депутатами документов в этом году оказалась совсем свежей. Сроки их рассмотрения были не «предельно», а «запредельно» сжатыми. В июне — начале июля появились в Госдуме 7 из 9 принятых законопроектов, над которыми работал Комитет по бюджету и налогам, 5 из 7 законопроектов, которые шли по линии Комитета по финансовому рынку, 4 из 7 — тех, что курировал Комитет по экономической политике… По-своему исключительной можно считать историю ратификации соглашения о списании 90% кубинского долга СССР: из правительства в Госдуму законопроект поступил 3 июля в 17.26, а 4 июля к обеду депутаты за него уже проголосовали!

Между прочим, в конце декабря 2013 года спикер Сергей Нарышкин предложил «подумать» над тем, чтобы запретить принимать в трех чтениях законопроекты, внесенные в Госдуму позднее определенного числа дней до окончания сессии… Исключения могут быть — в случае чрезвычайных ситуаций, уточнил он. Подумали ли? И что?

Соглашение с Кубой было подписано в конце прошлого года. Почему правительство тянуло с внесением документов в Госдуму — неизвестно. А вот почему депутаты согласились проштамповать их менее чем за сутки (называть «обсуждением» такой стиль работы язык не поворачивается) — понятно: чрезвычайная ситуация! Не пожар, не наводнение — 11 июля президент едет с визитом на Остров свободы, и как же без подарка?

Поучительных историй, иллюстрирующих слова г-на Плигина, последняя неделя работы Госдумы дала предостаточно. 30 июня был внесен, а к 4 июля уже принят в трех чтениях законопроект об ограничениях на открытие банковских счетов «хозяйствующих обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса». 24 июня был внесен, а к 4 июля принят во всех чтениях законопроект, предписывающий интернет-ресурсам создавать дата-центры на территории России. 24 июня были внесены три законопроекта, вносящие серьезные изменения в Закон «О рекламе» — 4 июля они уже приняты. Из серии «скороспелых» и законопроект, который позволяет крупнейшим банкам не возвращать Центробанку кредиты, взятые в период кризиса 2008–2009 годов, и другой – о ликвидации корпорации «Олимпстрой» и порядке использования ее имущества и т.д., и т.п. Правительство, да и Кремль, пользуются готовностью Думы… то есть белки быстро перебирать лапками, и иногда специально тянут до последнего, когда отступать некуда, позади — сессия, все горит, дымится и все нужно уже вчера.

В спешке случается разное. 4 июля депутаты приняли в третьем чтении внесенный 17 июня законопроект, который уточняет формулу расчета стоимости потребительского кредита. Вносить его пришлось вторично — после того, как 17 июня документ был отклонен, потому что единороссы по недоразумению не нажали кнопку «за»…

Спикер опять говорил про качество принимаемых законов, «составляющих костяк нашей правовой системы, закрывая весеннюю сессию 2014 года, — «никакими суперсрочными поправками эту задачу снять нельзя», признал он.

Если честно, из года в год, закрывая каждую сессию, спикер говорит о качестве законов и необходимости их как следует, системно обсуждать. Но в конце каждой последующей сессии колесо крутится все быстрее, быстрее… И все труднее становится найти депутата, который был бы в состоянии объяснить, что же именно принимается и почему именно в таком виде.

В1832 году Иван Андреевич Крылов написал басню под названием «Белка». Там рыженькая белочка в колесе удивляла народ своей прытью. «Так бегала она, что лапки лишь мелькали/И раздувался пышный хвост». А суету свою и миссию животное объясняло так: «Я по делам гонцом у барина большого;/Ну, некогда ни пить, ни есть,/Ни даже духу перевесть»…

Вы видели глаза белочки, попавшей в колесо?