«Образование высшее, а мышление среднее»

Оценка вузов, по мнению экспертов, должнаосуществляться не по тем критериям, которые приняты сейчас.

Качество вузовского образования давно стало притчей во языцех. Споры крутятся и вокруг критериев оценки вузов. Эксперты пытаются понять, что первичнее: научная деятельность учреждения, то есть тот основной критерий, который используется в настоящее время при оценке, или «практическое применение» образования — качество выпущенных специалистов, сумевших трудоустроиться.

Распространение общероссийского оценочного клише на кавказские вузы, как считает большинство, приводит к искажению рейтингов. Как следствие, по принципу престижности выпускается все больше и больше специалистов так называемых брендовых профессий. А по-настоящему востребованные рабочие места, часто даже более оплачиваемые, долгое время остаютсявакантными.

Как оценить?

Опубликованный рейтинг популярности вузов, а затем и список высших учебных заведений, признанных неэффективными, вызвал у большинства экспертов скептическую оценку. В основном она связана с теми критериями, по которым оценивался вуз. На сегодняшний день основным параметром эффективности или неэффективности считается, наравне с прочими показателями, количество научных сотрудников, работающих в учебном заведении. Это, пожалуй, самый спорный параметр.

Введенный в этом году принцип регионального критерия(когда вузы сравниваются с учетом их региональной специфики, путем деления субъектов Российской Федерации на группы, в зависимости от финансово-экономического состояния и развития образовательной сети региона, в котором вуз осуществляет свою деятельность) ясности в этом спорном вопросе также не принес.

Министерство труда и социальной защиты выступило с критикой новых критериев оценки эффективности вузов, которые Минобрнауки РФ разработало специально перед осенней проверкой высших учебных заведений. Замминистра Татьяна Блинова заявила, что оценивать работу вузов по количеству обратившихся на биржу труда выпускников неправильно, и такой параметр в мониторинге необходимо заменить.

«Например, в Дагестане просто нет традиции обращения в Центр занятости для трудоустройства. Так повелось. Если только по этому параметру оценивать, то можно и вовсе получить какую-то единичную занятость. А когда у нас в магазинах продавцами и в барах официантами работают дипломированные юристы и экономисты? Как оценивать? Трудоустроены они — да, но специалисты ли они,подготовленные непосредственно вузом? Другой аспект: где в республике взять такое количество вакансий менеджеров, специалистов по мировой экономике и международному праву, например? А между тем ежегодно их из одного только Дагестанского Государственного Университета выпускаются сотнями!» — задается актуальными вопросами экономист Фарида Алиева.

Популярность профессий,именуемых престижными, дала эффект так называемой сепаратизации вузов по рейтинговым оценкам. Но они выпускают большую долю невостребованных специалистов: модных нынче выше упомянутых экономистов, юристов и прочих. Между тем в дефицитном состоянии остаются такие профессии, как библиотекарь, геодезист и картограф, и прочие.

«Есть ситуация, в которой мы остаемся буквально заложниками: нет специалистов из стузов — токарей, слесарей, сантехников. Они станут ими позже, когда поймут, что зарабатывать надо руками, а не дипломом. У меня в квартире делает ремонт штукатур, по профессии являющийся специалистом по международному маркетингу. Штукатурить он научился сам. На вопрос, почему был проигнорирован строительный техникум, мастер отвечает, мол, ну как на штукатура идти учиться?» — рассказывает Алиева.

Восприятие по благополучности

Критерий региональных особенностей при учете эффективности высшего учебного заведения очень заметен на контрасте мнений специалистов из разных регионов. Вразрез мнению специалиста из Дагестана эксперт клуба «Эльбрус», главный редактор РИА «Кабардино-Балкария» Заурбек Шахмурзаев, считает, что на качество влияют коррупция в вузах, безответственность преподавателей за даваемое качество знанийи непосредственно апатия студентов к получению профессии.

«Говоря о качестве образования, в первую очередь следует отметить резкое падение не качества преподавания предметов, а спад желания у студентов изучать и получать профессию. Лёгкая возможность сдать экзамен или зачет за деньги ослабили качество образования», — считает эксперт.

Он уверен: должны быть созданы комиссии из профессиональных педагогов, прокуроров, представителей общественности, которые бы, посредством автоматизированных систем, проверяли знания, полученные студентами, начиная с 1-го курса. «Преподаватели, которые завышают оценки, должны исключаться из вузов без права преподавания на один или два года. Тогда повысится ответственность преподавательского состава. Второе: в вузах должны преподавать не только теоретики профессии, а люди, работающие в данной профессии, то есть практики», — уверен Шахмурзаев.

Относительно рейтингов различных вузов, по мнению ЗаурбекаШахмурзаева, многие получают высокую оценку через красивые застолья, щедрые подарки и личные дружеские связи. А это не имеет ничего общего с образовательным уровнем аттестуемого учебного заведения.

«О брендовых профессиях надо сказать однозначно — настоящий специалист всегда востребован. Остаются невостребованными люди с дипломами, которых нельзя квалифицировать как специалистов. Здесь уместно будет вспомнить советскую пословицу, которую повторяла на уроках заслуженный педагог Курдюкова Валентина Николаевна: «Образование высшее, а мышление среднее». Так уместно было бы сказать о том, что 70% учащихся вузов должны по своим генетическим и умственным свойствам учиться в колледжах и техникумах. Вуз же должен вернуть статус элитарного учебного заведения и прекратить гонятся за количеством денег», аргументирует Шахмурзаев.

В качестве примера он приводит собственный опыт: «Когда я обучался в Кабардино-Балкарском аграрном университете, наших выпускников ждали во всех регионах СССР, так как знали уровень наших специалистов. Но вот если аграрный университет вдруг начнёт штамповать юристов, думаю, востребованность их будет невысокой. Каждый вуз должен выпускать не брендовых полупрофессионалов, а таких специалистов, которых он сможет подготовить и смело назвать специалистом», — добавляет эксперт.

В последние годы наметилась тенденция к устойчивому восстановлению структуры и системы образования, несколько запущенной в предыдущие десятилетия. Возможно, методом проб и ошибок в конечном итоге будут проведены не только количественные, но и качественные структурные изменения.