Украиной правят 13 человек

Фирташ, Левочкин, Ахметов, Иванющенко и, безусловно, лично Президент имеют как прямое, так и опосредованное влияние на десятки управленцев высшего регионального звена…

Еженедельник «Комментарии» совместно с сайтом comments.ua провел исследование «Кому смотрят в рот местные чиновники». Как оказалось, у нас практически нет хотя бы относительно независимых чиновников, которые в первую очередь служат местной общине. Абсолютное большинство являются частью нескольких властных вертикалей внутри Партии регионов.

В этом спецномере мы зафиксировали картину архитектуры местной власти до админреформы (глава администрации Президента Сергей Левочкин анонсировал сокращение в местных администрациях в третьем квартале 2011 года).

Можно предположить, что после сокращений добавятся чисто формальные краски, но при этом практически все фигуранты нынешнего исследования де-факто останутся на своих местах. Например, руководители аппаратов ОГА потеряют в названии своих должностей вице-губернаторские префиксы, а кого-то сделают обычным начальником облуправления, коим он юридически и являлся. Впрочем, в реальности сокращение уже произошло, и почти в два раза. Но речь идет немного о другом — о сокращении количества центров влияния при Викторе Януковиче в сравнении с президентством Виктора Ющенко.

Если в спецномере «Серые кардиналы украинской власти» от 08.08.2008 мы отметили, что вся на первый взгляд неповоротливая и неструктурированная пирамида украинской власти завязана всего на 12 человек, то теперь «мегапатронов» осталось пять. Точнее, у нас всего 13 политиков имеют своих людей в руководстве городов и областей. Но такие политики, как Тягнибок, Ющенко и Тимошенко, могут похвастаться тремя-четырьмя. В то время как Фирташ, Левочкин, Ахметов, Иванющенко и, безусловно, лично Президент имеют как прямое, так и опосредованное влияние на десятки управленцев высшего регионального звена. На этом фоне становится заметным, насколько сегодня мало влияние на региональные элиты Николая Азарова и Андрея Клюева. По количеству «своих чиновников» они стоят на одной ступени с Олегом Тягнибоком.

Важно также отметить, что в сравнении с «оранжевыми» временами, когда почти все мэры, а также руководство горсоветов и облсоветов хоть и являлись чьими-то людьми, но жили не «по вертикали», то сейчас лишь кое-где в Украине Януковича местное самоуправление находится вне системы координат Партии регионов.

Украинская система строится так, что у нас не может выжить более или менее самостоятельный политик. Пример мэра Черновцов, которого поддержало 70% жителей города, но изгнал горсовет, отныне служит хорошим уроком всем строптивым градоначальникам. Нынче практически все более или менее независимые городские председатели следуют в фарватере определенных политических сил. И этот процесс будет только усугубляться.

Плохо это или хорошо — вопрос, наверное, риторический. И правильного ответа на него быть не может. Да и проблема не в том, что политик идет в фарватере той или иной партии. А в том, что свободы маневра в границах этой самой политической силы у него почти нет. И именно поэтому на уровне совета районного городишка мы решаем вопросы красного флага (в прошлом году это был вопрос вступления в НАТО), языка или поместной церкви.

Содержание настоящего номера составляют исключительно оценочные суждения, которые стали результатом нашего анализа расстановки политических сил по всей территории Украины. Если мы и упоминали конкретные имена и фамилии, то только с целью создания общего впечатления о политических процессах, происходящих в нашей стране, если мы и использовали языковые средства «спикер», «креатура», «прямая креатура», «лоббировал», «ставленник», «договоренности», «контролер», «ориентируется», «близкий» и т.д., то только лишь с целью создания литературного образа. Источниками, позволившими нам сделать такую оценку, являлись сведения, полученные из средств массовой информации, от информационных агентств, соответствующих пресс-служб органов государственной власти и органов местного самоуправления, из публичных выступлений тех или иных должностных лиц и депутатов, интервью и комментариев должностных лиц и депутатов, официальных биографий участников политических процессов, а также другая доступная официальная информация о политических процессах и их участниках.