Сенаторы предлагают создать институт спецпрокуроров

В России может появиться институт независимых прокуроров, аналогичный тому, который в США расследовал скандальное дело о связи президента Билла Клинтона и практикантки Белого дома Моники Левински. Предполагается, что спецпрокуроры получат право проверки деятельности высших лиц государства, включая глав Генпрокуратуры, Следственного комитета и правительства.

Авторами идеи выступили глава комитета по правовым и судебным вопросам Совета федерации Анатолий Лысков и его заместитель Николай Шаклеин.

Впрочем, то, что они предлагают сейчас, уже было озвучено ими же — шесть лет назад. Законопроект о коллегии уполномоченных прокуроров — как он изначально назывался — был даже направлен в Госдуму в октябре 2005 года, но тогда депутаты его заблокировали. Якобы «надавил» Владимир Устинов, возглавлявший в ту пору Генпрокуратуру.

Теперь текст «размороженного» законопроекта появился на сайте Совета Федерации. И как пояснили «СП» в приемной сенатора Анатолия Лыскова, «до 1 сентября любой гражданин России может с ним ознакомиться, а также оставить свои комментарии и предложения, которые будут учтены при направлении документа в Госдуму».

Что собой будет представлять новый контролирующий орган, авторы документа изложили в сопроводительной записке. По их замыслу, коллегия независимых прокуроров будет проводить «предварительное расследование деяний, совершенных в период исполнения служебных обязанностей отрешенных от должности к моменту расследования главы государства, премьер-министра, председателей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов», а также Генпрокурора, председателя Следственного комитета, главы Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, председателей Центробанка и Центризбиркома.

Новый институт поможет побороть в стране «неприкасаемость элит»и обеспечит «конституционный принцип равенства граждан перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве», уверен Анатолий Лысков.

Согласно его концепции, коллегия уполномоченных прокуроров должна состоять из 17 человек, наделенных полномочиями на семилетний срок и утверждаемых Советом федерации по аналогии с Генпрокурором. По пять кандидатур будут представлять президент, Совет федерации и Госдума. Еще двоих определит уполномоченный по правам человека.

Независимым прокурором сможет стать юрист с 15-летним стажем, не моложе 40 лет. Необходим также дополнительный опыт работы на руководящих должностях в государственных или коммерческих структурах и отсутствие партийной принадлежности. Сенаторам и депутатам путь туда закрыт.

Формально новая структура будет встроена в систему прокуратуры, и каждый такой прокурор по полномочиям будет равен замгенпрокурора. Однако уволить члена коллегии генпрокурор не сможет, это будет подвластно только СФ.

Законопроектом предполагается, что институт независимых прокуроров начинает действовать только в случае необходимости по решению президента или обеих палат российского парламента. В остальное время все 17 человек будут трудиться по основному месту работы.

Необходимость создания нового правового института, по словам Лыскова, обусловлена тем, что «в иерархии существующих в России государственных институтов сейчас нет правовых процедур и механизмов, которые способны были бы обеспечить объективное расследование в отношении высших должностных лиц». А здесь, как отметил сенатор, «помимо специальных знаний, требуется коллективный профессиональный опыт и навыки, позволяющие квалифицированно ограничить деяние, содержащие признаки преступления от действий, влекущих политическую ответственность».

Бывший следователь СК при МВД, а ныне адвокат Павел Зайцев (он, кстати, расследовал громкое дело о контрабанде мебели торговыми центрами «Гранд» и «Три кита») считает идею сенаторов абсолютно верной:

— Давно пора было ввести у нас нечто подобное. Ведь почему те, кто по должности вроде бы должны блюсти закон, чинят зачастую беспредел? Потому что чувствуют полную безнаказанность: в отношении высокопоставленных прокурорских работников даже проверки никто не проводит. А создание независимого правового механизма будет говорить о том, что действия даже самых высоких чинов будут оценены. По крайней мере можно будет проводить проверки и принимать решения о том, законны или не законны действия того или иного высокого должностного лица.

«СП»: — А название «независимые прокуроры» вас не шокирует? Получается, что сейчас у нас все прокуроры зависимые…

— А разве не так? Конечно зависимые.

«СП»: — От кого прокурор может зависеть кроме как от закона?

— Ну, как от кого? От вышестоящего руководителя. Понятно, что над каждым прокурором есть еще один прокурор — и так до самого верха. И над Генеральным прокурором, вы знаете, кто стоит — я не буду называть должностных лиц, они и так всем известны.

«СП»: — Независимых прокуроров предлагается наделить правом проведения предварительного следствия. Это необходимо?

— Думаю, что да. Потому что после создания Следственного комитета сотрудники прокуратуры такого права были лишены. Они стали просто абсолютно беспомощными. Потому что Бастрыкин (Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета РФ — прим. «СП») и его организация могут проводить проверки, в том числе и в отношении прокуроров, а у ведомства Юрия Чайки таких полномочий нет. Да и в отношении самих Генпрокурора и главы Следственного комитета провести объективное расследование сегодня невозможно. Кто это будет делать? Их же собственные подчиненные?

«СП»: — В коллегию уполномоченных прокуроров должны войти 17 человек. Как вы думаете, проблем с профессиональными кадрами не будет?

— Такие кадры, конечно, надо искать. Но, хочется надеяться, что они у нас все-таки есть.

Политолог Дмитрий Орешкин не столь воодушевлен:

«Мне кажется, странным, что вводят такую вещь как независимые прокуроры. Ведь по определению все прокуроры должны быть независимыми, значит, де-факто признается, что они у нас зависимые. Что, в общем, правда. Будет ли независимой эта коллегия? Вопрос этот, скорее, не правовой, а правоприменительной практики.

Сам формат структуры, которую предлагают создать, откровенно взят с Центральной избирательной комиссии: там тоже пять членов от Госдумы, пять членов от президента, пять — от Совета Федерации. Стала ли от этого ЦИК независимой? Я не уверен. То есть, мне кажется, что в принципе может быть эта идея и не плоха. Но сама по себе она отражает то, что у нас государство больное: потому что когда все структуры, которые в рамках Конституции и действующего законодательства уже не работают, приходится придумывать еще какие-то дополнительные структуры. Это как костыль — хромому: вместо того, чтобы лечить заболевание ноги, человеку предлагают костыль и делают вид, что лечение вроде уже и не требуется.

Мы не верим прокуратуре — что она объективна, независима, квалифицирована и т.д. Но мы создаем, с одной стороны, Следственный комитет — что есть, собственно, признание недоверия к самой прокуратуре, — а с другой стороны какой-то институт независимых прокуроров вместо того, чтобы добиться от прокуратуры того, чтобы она просто выполняла свои функции. Это какое-то извращение. И где гарантии, что эти независимые останутся независимыми, после того как на них топнут сапогом и прикажут «уконтропупить» кого-то, как «уконтропупили» того же Ходорковского».

Из досье «СП»

Институт независимых прокуроров впервые появился в США 30 лет назад. Он был создан после уотергейтского скандала, в котором был замешан президент страны Ричард Никсон. Летом 1974 года Никсон ушел в отставку, а спустя четыре года институт был оформлен юридически. За время существования института там проработали 17 прокуроров. В 1999 году конгресс США отказался продлить срок действия закона о «независимых прокурорах», так как расследование независимого прокурора Кеннета Стара об отношениях Билла Клинтона и Моники Левински показало, насколько далеко может войти следователь в частную жизнь официального лица. Теперь в США парламентскими расследованиями занимаются различные независимые комиссии.