Народ хочет забрать назад у президента часть полномочий

Народ хочет забрать назад у президента часть полномочий По данным соцопросов, все больше россиян хотят возвращения прямых губернаторских выборов. Но также растет и количество людей, которых вопрос избрания региональных властей совершенно не интересует.

Обоснование в 2004 году необходимости отказа от выборов глав регионов борьбой с терроризмом было одним из самых абсурдных политтехнологических решений путинской эпохи. Это то же самое, что объяснить введение федеральных округов интересами освоения дальнего космоса.

«Газета.Ru» приводит данные социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», согласно которому поддерживают нынешнюю систему назначения губернаторов лишь 21 процент опрошенных, в то время как 40 процентов респондентов хотели бы вернуться к прямым выборам глав регионов. Шесть лет назад число сторонников и противников губернаторских выборов было одинаковым — по 35 процентов.

Противники назначения губернаторов мотивируют свою позицию тем, что это является нарушением «демократического права людей» (16 процентов опрошенных), а также тем, что выборы губернатора — «дело населения региона» и «жителям региона виднее».

Те же, кто не против того, чтобы глава субъекта Федерации назначался из Москвы, убеждены, что «президент и местные депутаты подберут достойную кандидатуру», либо считают, что региональный лидер должен напрямую отвечать перед руководством государства, либо склонны считать, что отсутствие региональных выборов позволит сэкономить деньги.

Но одновременно социологи зафиксировали рост политической апатии у россиян. Около трети наших сограждан не определили для себя, кто должен выбирать губернаторов — народ или президент. Количество неопределившихся выросло за шесть последних лет с 26 до 30 процентов.

Любопытно, что 26 процентов россиян про своего губернатора вообще ничего не знают — семь лет назад таких было в два раза меньше.

Комментирует Илья Яшин, политик

Количество граждан, не интересующихся политикой, выросшее за несколько лет в два раза, говорит о том, что люди понимают: публичная политика в стране практически прекратила свое существование и все показываемое по телевизору является лишь шоу с заранее написанным сценарием. В такой ситуации и без того аполитичные избиратели, которых в стране большинство, вообще от политических тем отходят и новости уже не смотрят.

Те же люди, которые и раньше критически относились к власти, теперь настроены гораздо радикальнее. Такое встречное движение: основная масса закрывает на политику глаза, активное меньшинство становится злее. И касается это не только приверженцев либеральных идей, но и националистов, коммунистов, социалистов — всех.

Революционная ситуация не вызревает за один день. Она проходит несколько этапов своего развития. И сегодня мы наблюдаем один из них. Есть очевидное разочарование во власти, и данные опроса, согласно которому лишь 20 процентов россиян считают нынешний порядок назначения губернаторов правильным, подтверждают это.

В случае с губернаторами проблема заключается в том, что честный человек, вступая на эту должность, очень скоро превращается в зажравшегося чиновника, так как у него всего одни избиратель, сидящий в Кремле. Это развращает любого руководителя, каким бы хорошим он изначально ни был. Виноват даже не человек — виновата система.

Из губернаторов, сохранивших порядочность, можно назвать Никиту Белых. Он по крайней мере не фальсифицировал местные выборы. В результате «Единая Россия» получила в Кировской области лишь 30 процентов, а в самом Кирове даже проиграла коммунистам. Многие опасались, что в погоне за результатами он решится на фальсификации, но итоги говорят о том, что их не было. Результат объективный.

Кто-то ждет к выборам снятия с должностей министров, взывающих наиболее сильное раздражение среди избирателей. Это механизм кратковременного «выброса пара». Сегодняшним одиозным министрам на смену придут другие одиозные министры, которые очень быстро достигнут тех же антирейтингов, что и их предшественники.

Людей раздражают не конкретные люди, а общих курс, проводимый государством в различных сферах жизни общества. А менять этот курс государство не собирается.

Кредит доверия у власти исчерпан. На смену пришло недовольство. Идет рост глухого, «кухонного» раздражения. Следующий этап — более радикальные, массовые протесты, которые мы видели и в других странах, к примеру, Северной Африки. Власти должны понимать, что их действия могут привести к драматическим событиям.