Армения и Азербайджан готовятся сразиться за Карабах

— Знакомые офицеры говорят, что впервые за много лет их реально напрягают разработкой военных планов и даже контролируют качество исполнения, — рассказывает «РР» один из работающих в Москве азербайджанских журналистов.

О том, что война в Нагорном Карабахе рано или поздно возобновится, говорили едва ли не с первого дня после ее окончания в 1994 году, но сегодня «ястребы» в Баку сильны как никогда.

«Партию войны», как и положено, составляют в основном местные силовики. Большинство командиров первой карабахской войны ушли на покой, их сменили молодые военачальники. Они не считают себя в ответе за то поражение и ждут реванша. Неформальным вожаком «ястребов» считается министр обороны Сафар Абиев. После провала переговоров в Казани ясно высказался по этому поводу и президент Азербайджана Ильхам Алиев: «Азербайджан восстановит свою территориальную целостность любым путем».

Стараниями властей реваншистская логика давно стала важнейшей частью политики в Баку. В 2005 году 46% кандидатов в азербайджанский парламент говорили, что поддерживают силовой сценарий выхода из карабахского кризиса. Сегодня, по оценкам ряда западных экспертов, к войне морально готовы больше половины азербайджанцев.

Дела не отстают от слов. За последние десять лет военный бюджет Азербайджана вырос в двадцать раз: с $160 млн в 2003 году до 3,3 млрд в нынешнем. Баку активно перевооружается и модернизирует старую советскую технику. В 2008 году закупил у Израиля минометы, боеприпасы, реактивную артиллерию и оборудование для спецсвязи, аналоги которого не мог бы приобрести ни в США, ни в Европе, ни в СНГ. В 2004–2006 годах, азербайджанская армия получила 45 танков Т-72, произведенных на Украине, и 60 аналогичных белорусских. В 2007 году 62 танка той же модели были куплены в России. Тогда же Украина поставила Азербайджану девять истребителей МиГ-29, три БТР-3У и до 13 тыс. автоматов Калашникова, а с Россией удалось заключить контракт на 70 БТР-80А.

Сегодня по всем количественным показателям армия Азербайджана сильно превосходит армянскую. Хотя и перед началом первой карабахской войны численный перевес был полностью на стороне Баку, а закончилось все его поражением.

Тем не менее там, похоже, уверены, что дважды история не повторяется, и всерьез готовятся к войне. Это объясняется и внутриполитической ситуацией.

— Я вам так скажу: еще в прошлом году никто у нас и близко не хотел воевать, — говорит наш азербайджанский собеседник. — Все понимали, что победить легко и быстро не получится; что никакого нормального плана возвращения Карабаха у нас все равно нет; что мы хоть и не нищая, но не настолько богатая страна, чтобы там все восстановить. Но сейчас — другое дело. Политическая ситуация в Азербайджане ухудшается, недовольных все больше. И тут, может, и война сгодится. Нас пятнадцать лет пичкали этим «возвращением оккупированных территорий» и прочим патриотизмом и вот, похоже, решили, что самое время все это использовать, чтобы объединить народ.

Война станет тем более реальной, если в своей миротворческой роли разочаруется Москва. А это может случиться, учитывая, что с осени 2009 года Дмитрий Медведев организовал уже девять встреч Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, но итоги переговоров в Казани показали, что результата это не приносит.