Десталинизация — избавление от страха

Считаю необходимым вернуться к теме десталинизации. Увы, но предложенная Советом при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека программа десталинизации не нашла положительного отклика среди граждан России. Согласно проведенному несколько месяцев назад опросу ВЦИОМа, почти половина опрошенных считает, что обсуждать и осуждать сейчас ошибки прошлого – значит отвлекать страну от реальных проблем. По мнению 45% респондентов, десталинизация «приведет к ограничению свободы слова, исковеркает историческое сознание россиян, сделает его однобоким». И лишь 26% полагает, что «Россия не сможет двигаться дальше, успешно развиваться, не осознав ошибок прошлого». А 28% вообще затруднились определить свое отношение к проблеме.

Как отмечают эксперты, популярность Сталина в последнее время растет вместе с недовольством властью, ужасающей коррупцией, нарастающим расслоением общества. Образ тирана для многих – символ необходимой нам власти: жестокой, но зато патриотичной и некоррумпированной. Именно эти стихийные сторонники Иосифа Джугашвили, по сути являющиеся защитниками традиционного общества, яростно высказываются против десталинизации.

Разумеется, всерьез возбудились в отношении десталинизации коммунисты. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил, что «люди, сочинившие этот план – вульгарные антисоветчики и прагматичные провокаторы». (Было время, когда ярлык антисоветчика обрекал человека на серьезные проблемы. К счастью, мы уже забыли об этом.)

Думается, что смысл десталинизации вовсе не в умалении личности «отца народов». Хотя, если масштабы зла, сотворенного Сталиным, высветятся в полной мере, вырастет число тех, кто отрицательно оценивает его деятельность. Пока что мы имеем обратный процесс: в 2007 году 33% россиян полагали, что Сталин сделал в истории «больше плохого». В январе 2011 года эту точку зрения разделяли только 27%, а в апреле – 24%.

Смысл десталинизации не в переписывании истории. Доведение исторической истины до большего числа людей не есть переписывание истории. А спорить о том, должен ли народ знать свою историю, смешно. Другое дело, что оценка одних и тех же событий может быть разной. Все зависит от ценностных установок человека. Есть четкая взаимосвязь между отношением к «отцу народов» и отношением к человеческой жизни: те, кто по-настоящему любят Сталина, ставят государство выше человека. Для них он – жалкий винтик в прекрасной махине государства. Расходный материал. Средство достижения цели. А те, кто воспринимает человеческую жизнь как высшую ценность, могут лишь критически оценивать личность Иосифа Джугашвили. Правда, немало тех, кто никак не относится к ценности человеческой жизни, кто вообще не понимает смысла этих слов; для них Сталин – имя правителя, который жил давно, и не более. Именно им неплохо бы объяснить, чем обернется для нас появление нового Сталина.

И все-таки, главное в десталинизации – преодоление Сталина внутри нас. Прежде всего, это избавление от страха, который жив до сих пор и диктует многие наши поступки, определяя, в конце концов, наши национальные особенности. Того почти генетического страха, который с давних времен сопровождал нашу жизнь. Он до сих пор наполняет большинство россиян. Минувшей весной автор этих строк агитировал своих знакомых вступать в Партию народной свободы. Многие из них, особенно живущие в провинции, говорили, что сочувствуют партии, но вступать не будут. Потому что боятся за свое будущее, за семью, детей. Люди, работающие в бюджетных организациях, боятся, что их выгонят с работы, предприниматели – что их лишат бизнеса, представители творческих профессий – что власть будет им всячески мстить. Страх живет в нас давно, по меньшей мере, тысячелетие. Но вклад «самого эффективного менеджера» определяющий. Именно при «отце народов» страх стал главной частью нашей жизни. Он жив по сей день. В чиновниках. И сильных мира сего. Страх потерять власть, страх перед заговором, выстрелом в спину, страх ареста, страх потери всего. На него наслаивается страх того, что предадут, обойдут, оттеснят, страх, что будут преследовать, что посадят, размажут по стенке. Простого человека преследует страх перед чиновниками, создающими новые и новые проблемы людям; перед милицией – вдруг схватят, станут пытать, обвинят в чужых преступлениях; страх перед судейскими – вдруг осудят по обвинениям, сфабрикованным милиционерами-полицейскими; страх за близких. А за всем этим – первобытный страх перед неизвестностью, перед будущим, которое, как всегда, неясно у нас.

Конечно, не одним страхом жив российский человек. Но если разобраться, многие наши черты продиктованы этим чувством. Преклонение перед начальством – от страха, что начальник, чаще всего самодур, выгонит или станет делать гадости. Страх – то глубинное, что держало нас в прошлом, что держит сейчас, что определяет душу народа. Страх, который проявляется по-разному, но он есть. Он присутствует в нашей жизни как неизбежность, как основа.

Этот страх дает возможность нынешней власти быть таковой, какая она есть. Этот страх помогает сильным мира сего держать народ в узде. И потому он выгоден власти. Свободные люди – те, кто лишены страха. Конечно, чувство самосохранения есть у каждого нормального человека. Но не может быть страха перед властью, перед начальством, перед правоохранителями в нормальном государстве. Которое так необходимо нашему народу.

Избавление от присущего нам страха и должно стать главным итогом десталинизации.