Сегодня Татарстан в России, что Эстония в СССР?

Естественно, что на новостной ленте ИА REGNUM ежедневно появляется много новостей из Татарстана, но интересно другое — чуть ли не половина из них рассказывает о националистических и сепаратистских проявлениях в этом субъекте Российской Федерации. Создается впечатление, что на это беспечно смотрит федеральная власть, что заставляет вспомнить, как задолго до перестройки в СССР «Старая площадь» — как оказалось, напрасно — чуть ли не заискивала перед Эстонской ССР ради того, чтобы уменьшить в ней сепаратистские настроения.

Безусловно, каждый народ имеет право на самоопределение. Но, как учили даже создатели СССР, этим правом не обязательно пользоваться. Более того, как показывает опыт развала Советского Союза, этим правом надо уметь пользоваться. Стремление к суверенитету становится самоцелью в чужих руках, если для его реализации нет условий. Тем более, если этого добиваются противозаконно.

Надо отделять овец от козлищ

Неудивительно, что это стремление подогревают третьи страны, конечно, в своих корыстных интересах, спекулируя на национальных чувствах народов, подзуживая стремление националистов получить хоть автономию, хоть независимость.

Это наглядно продемонстрировал в России президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес, когда несколько лет назад он участвовал в работе Всемирного конгресса угро-финских народов. Эстонский лидер публично призвал эти российские этносы стремиться к национальной независимости, по сути, к выходу из состава Российской Федерации.

Сегодня такого рода устойчивый интерес наблюдается за пределами России и в отношении Татарстана.

ИА REGNUM сообщил в начале этой недели, что в Казани откроется филиал Британского института технологий и электронной коммерции — цитируется официальное агентство «Татар-информ»: «У британцев есть виды на Татарстан по поводу размещения здесь своего университета. У них уже есть опыт открытия подобных кампусов в Азии, и теперь в качестве площадки по работе с Восточной Европой, Россией и странамиСНГ они предпочли Казань. В ходе переговоров выяснилось, что им предложили ряд площадок в Москве, но, несмотря ни на что, они предпочли остаться в Казани». С этим предложением выступил член Палаты лордов Великобритании лорд Назир Ахмед.

А днем позже узнаем, что малазийская компания AmanahRaya Capital Group выступит соучредителем создания в Татарстане инвестиционно-накопительного фонда «Хадж», работающего по законам шариата. Фонд будет собирать средства с тех, кто желает совершить хадж в Мекку, и вкладывать эти деньги в проекты по развитию малого и среднего бизнеса, который имеет вполне определенные цели, выходящие за пределы экономики и предпринимательства.

И так — изо дня в день. Внешне тут нет ничего предосудительного. Но, если параллельно ведется систематическая и хорошо камуфлированная подрывная работа против России, то непростительно это не видеть. Недопустимо не отделять овец от козлищ.

Не подавиться бы суверенитетом

В этом смысле интересно вспомнить, как старательно работал Запад в советское время в пользу сепаратистских настроений в Эстонии, преследуя главной целью, естественно, не независимость Эстонии, а развал Советского Союза. Точно также, как это делали в Прибалтике страны Антанты и США в 1919 году.

Помню, как полвека назад в пионерском лагере на берегу Финского залива всех нас, отдыхавших там ребят, отправили очищать прибрежный лес от антисоветских листовок, одна из сторон которых копировала старую, большого формата советской сторублевки.

Вспоминаю и Эстонию 60-70-х годов прошлого века, когда в Таллине можно было свободно смотреть «тлетворно влияющие на умы советских людей» финские телеканалы. Но что интересно: как только в столице Эстонии возникали перебои с мясо-колбасными изделиями, в телерекламе нашего «северного соседа» интенсивнее обычного прокручивали «аппетитные» видеоролики, рекламирующие изобилие и разнообразие ветчин и гриль-колбасок. Позже было установлено, что такая синхронная работа не была случайной и направлялась она из-за пределов Финляндии.

Но меняются времена, меняются и методы подрывной работы. Ясно, что каждая уважающая себя власть (в этом контексте не важно, праведно государство или нет) должна этому сопротивляться, причем грамотно и эффективно.

В СССР национальная политика во многом сводилась к предпочтению национальных окраин за счет РСФСР, то есть россиян, среди которых большинство составляли русские.

Такая политика была вызвана многими причинами. В частности, это — и огромные цивилизационные различия между республиками и регионами, и необходимость компенсировать определенную искусственность «нерушимого союза» народов.

Сегодня очевидно, что ставка советской власти на федеративное устройство государства себя не оправдала. Кстати, в Российской Империи соблюдение этого принципа было сведено до минимума — в Поволжье никаких национальных образований не было.

И, наверное, достойно сожаления, что, коль уж партийно-советской элите удалось развалить СССР, она в ходе обновления государства упустила шанс отказаться от национально-федеративного устройства РФ. Учитывая сильное влияние американизации жизни в России и в странах СНГ, вполне можно было сослаться на опыт государственно-территориального устройства США и поделить страну на «штаты» — губернии и края.

Увы, горбачевская и ельцинская политика повела Россию по пути расширения эгоистических национальных устремлений в отдельных регионах страны. Чего только стоит популистский лозунг: взять столько суверенитета, сколько удастся проглотить.

Когда окраины державы обвалятся

Большинство союзных республик Советского Союза было дотационными, в том числе и прибалтийские, хотя 20 лет назад с восстановлением в них независимости тут долго и горячо с этим не соглашались.

Помню статью в «Литературке» той поры, ее автор, узбекский писатель, поражался тому, что, объездив всю страну, он сделал для себя открытие: хуже всех живут… русские. Пророческие слова принадлежат и русскому советскому писателю Владимиру Солоухину, который не очень скрывал своих антисоветских взглядов. Он говаривал, что края нашей необъятной Родины до того отяжелели, что того и гляди, обвалятся. Так и случилось!

Эстонская ССР, как и вся Прибалтика, была еще в царское время более или менее европеизирована и заслуженно пользовалась у советских людей славой за счет своей ухоженности и комфорта (на фоне остальной страны). Тем не менее, и при советской власти тут пользовались льготами и создавались условия, выгодно отличавшиеся от тех, в которых функционировали остальные республики Союза.

Вот факты. В Эстонии в отдельных отраслях экономики и сферы услуг зарплаты были выше, чем скажем даже в Ленинграде. Вся местная промышленность Эстонии работала в основном на импортном сырье и оборудовании. В Таллине была проведена парусная регата московской Олимпиады, что резко повысило амбиции национальной элиты, включая ее националистический сегмент. Национальной гордости прибавляло и то, что эстонское сельское хозяйство было более других регионов напичкано импортной техникой. Эстония занимала среди стран Северной Европы первое место по производству на душу населения молока и яиц, второе место (после Дании) — по производству мяса.

Не преуменьшая заслуг эстонских животноводов, надо признать, что эти успехи обеспечивало дешевое кормовое зерно из других регионов России. И вот такая деталь — имея от продуктов животноводства громадные доходы, эстонские колхозы и совхозы покупали в РСФСР для своих работников в обмен на племенной скот (по бартеру) легковые автомобили, продажа которых была в СССР строго лимитирована по регионам.

Повышенное внимание уделялось эстонской интеллигенции, преувеличивались ее заслуги. В Союзе писателей небольшой Эстонской ССР было, чуть ли не 200 литераторов. Помню, как в перестроечное время немецкий журналист из ФРГ изумлялся этому — в Германии, по его словам, таковыми считали максимум — человек 50. Он же, кстати, ахал и охал, не веря своим глазам, что все таблички с названиями улиц были на эстонском языке.

Польза от «оккупационного» добра

ЦК КПСС приняло два постановления, которые касались руководящих кадров этой республики — они требовали, чтобы на руководящую работу и должности руководителей всех уровней выдвигались, прежде всего, представители коренной национальности.

Любопытно, что сегодня соотношение национальных кадров во властных структурах и представителей других национальностей, населяющих Эстонию, мало отличается от того, что было в советское время. Эстонцы доминируют сегодня и доминировали в советское время в управленческом аппарате.

Представители Эстонской ССР, как и других, национально-территориальных образований всех уровней, имели квоты на поступление в престижные высшие учебные заведения страны. Среднее образование эстонцы получали исключительно на родном языке (по многим специальностям — и в вузах), хотя сегодня в этом отказывают русским жителям Эстонии, составляющим четверть населения страны. Например, юридическое или театральное образование в советской Эстонии можно было получить только на эстонском языке.

Эстонская ССР имела свою, национальную Академию Наук, чего не имела Россия. И что, примечательно, эстонские «советские» академики только с третьего раза избрали членом-корреспондентом своей Академии всемирно известного ученого Юрия Михайловича Лотмана.

С помпой советская власть отметила в 1982 году 350-летие Тартуского университета, хотя с момента основания в 1632 году и до создания Императорского Дерптского (позже — Юрьевского, а сегодня Тартуского) университета в 1802 году, он более века просто не существовал! По-настоящему университет цвёл в «русское время» — мировую славу ему принес XIX век.

Четверть века назад, когда в Таллине проводилась Всесоюзная конференция по контрпропаганде (из-за влияния финского ТВ), в центре эстонской столицы, в Старом городе, по халатности сварщиков (официальная версия) сгорела почти отреставрированная церковь Нигулисте. Советское правительство немедленно выделило из государственного резерва стратегическое сырье — медь для покрытия нового кивера, который установили по оригинальному проекту российских специалистов.

Когда газета «Правда» написала о жутких условиях хранения книг в Государственной библиотеке имени Крейцвальда, в Таллине построили современнейшее книгохранилище, уникальное архитектурное сооружение. В независимой Эстонии это «оккупационное» сооружение стало Национальной и парламентской библиотекой.

И это несмотря на то, что в Тарту к университетскому юбилею построили также огромное современное книгохранилище. По советским меркам, таких огромных союзных затрат в пересчете на душу населения не могла позволить себе даже РСФСР.

Увы, получилось, «как всегда»

Безусловно, можно привести и множество примеров, когда ущемлялся эстонский народ, подавлялось его формировавшееся и в советское время национальное самосознание.

Например, это — лишение той же Эстонии, пусть даже в качестве союзной республики, атрибутов государственности. Кстати, в Эстонской ССР, пусть формально, но было свое министерство иностранных дел (Украинская ССР и Белорусская ССР были представлены в ООН). Ясно, что идеи марксизма-ленинизма не померкли бы от того, что Эстонская ССР сохранила свой довоенный национальный флаг, герб и гимн.

Или разве можно считать умным и дальновидным (учитывая имевшиеся в обществе умонастроения) перебор в репертуаре традиционных Певческих праздников песен множества кантат и од, прославлявших КПСС, советскую власть, СССР?

Или взять толкование эстонцами превратного, но все же «их», чуть ли не языческого, а по сути, русофобского и антироссийского, а также меркантильно-потребительского отношения к советскому периоду Эстонии, да и в целом к исторической справедливости. К сожалению, Москва с этим считалась недостаточно, ставка была на административное принуждение и силу.

А потому не удивительно, например, осуждение сегодняшней Эстонией «сталинских» депортаций 40-х годов как преступления против человечности (хотя никакого суда не было). Позиция Таллина содержит в себе не только правовую или даже нравственную составляющую. Но ведь тут обнаруживает себя и скрытый межцивилизационный конфликт, к которому советской власти, наверное, надо было отнестись с большим вниманием и пониманием.

Не зря вокруг трагического и во многом действительно несправедливого акта — перемещения эстонского населения в отдаленные районы СССР — так много спекуляций и разного рода политических провокаторов в Эстонии и на Западе.

Конечно, можно много говорить и о том, что именно объясняет (и не обязательно оправдывает!) промахи национальной политики, осуществлявшейся, как советской, так и нынешней эстонской властью. Но приведенные выше факты рассмотрены с другой целью.

А именно: показать, как сама центральная власть в СССР из лучших побуждений не только не предотвращала, но и способствовала сепаратистским настроениям в Прибалтике. Причем изначально даже не рассматривался вариант (то есть к этому не готовилась), при котором национальный субъект — союзная республика пожелала бы выйти из Советского Союза.

Черная неблагодарность или…

Вот и в случае с Татарстаном. Не при попустительстве ли центральной власти и активном обихаживании Запада взращивается «мина замедленного действия»? Разве об этом не говорит заявление татарской журналистки, что русские оккупировали Татарстан? Разве такое не говорят сегодня и русским Эстонии?

Несправедливо осуждать Москву за громадные дотации, выделяемые этому субъекту Российской Федерации или ее поддержку в проведении Всемирной студенческой Олимпиады в Казани. Но при одном условии: если это не сопровождается усилением сепаратистских настроений, притеснением национальных меньшинств (и прежде всего русских, которые составляют 40% населения Татарстана), а также демонстративным игнорированием центральной власти.

Глупо (преступно!) не противодействовать этому в стране, построенной на федеративных принципах и все субъекты которой обязались жить по единому Основному Закону.

И потому актуален вывод-предостережение Модеста Колерова, который приведен в его статье, опубликованной ИА REGNUM: «… Казанский кремль, похоже, берет на себя роль лидера региональной этнической, то есть на деле националистической, фронды в диалоге с Москвой. При отсутствии адекватной оценки этих инициатив руководством России консолидация усилий националистов и региональных элит может привести к непредсказуемым результатам».

Советский опыт на примере Эстонии подтверждает справедливость этих слов. И еще, не забудем, что распад Российской империи во многом предопределила ее многонациональность. Неслучайно в 1917 году было две революции — в феврале русские пытались решить «земельный вопрос», в октябре уже разные этносы — «национальный вопрос».