Скромные планы Алексея Кудрина

Глава Минфина Алексей Кудрин в очередной раз доложил, теперь уже премьер-министру Владимиру Путину о сокращении штатной численности министерств и ведомств. За три года армия чиновников уменьшится на 93,3 тысячи человек. Это должно дать около 33 миллиардов рублей экономии в год. Правда, экономии очень относительной, поскольку половину этих денег глава Минфина собирается пустить на поощрение чиновников, сохранивших свои места.

Происходить все это будет в три этапа, и самое крупное сокращение министерских штатов отложено на 2013 год, а, следовательно, воплощать его в жизнь будут новый президент и новый премьер.

А теперь – маленький исторический экскурс. В сентябре прошлого года те же планы по сокращению чиновников докладывались президенту Дмитрию Медведеву. Речь шла о сокращении 100 тысяч чиновников и экономии для казны 43 миллиардов рублей. Куда исчезли за прошедшие 9 месяцев 10 миллиардов? Неужели за это время так упали чиновничьи зарплаты?

Еще одна деталь: по словам Кудрина, на сентябрь 2010 года общее количество сотрудников всех федеральных органов власти, включая судебную систему, составляло около 510 тысяч человек. В федеральных органах исполнительной власти трудятся порядка 420 тысяч чиновников.

При этом с 2008 года по осень 2010 года количество бюрократов в России существенно выросло. Федеральных чиновников стало больше на 20 тысяч человек, региональных – на 60 тысяч, и муниципальных – на 50 тысяч. Таким образом, 130 тысяч чиновников прибавилось на всех уровнях за каких-то 2–2,5 года. Сокращается же за три года менее 100 тысяч человек.

И здесь мы вплотную подходим к основному вопросу: зачем России такая армия бюрократов всех мастей?

Про число бюрократов в СССР рассказывали анекдоты. Сейчас, когда количество чиновников в РФ превысило союзную планку втрое, становится уже не смешно.

А теперь еще один момент: когда в 2002 году президент страны Владимир Путин начинал административную реформу, так и не завершенную до сих пор, одним из основных ее вопросов было сокращение излишних функций госаппарата.

Вот как тогда описывал ситуацию с излишними функциями конкретного ведомства Сергей Мигин, в настоящее время – сотрудник Минэкономразвития, а тогда – эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства, работавший в комиссии вице-премьера Бориса Алешина, которая и занималась административной реформой: «Функция ФСФО (Федеральная служба по финансовому оздоровлению), показавшаяся нам просто вопиющей, заключается в выдаче обязательных заключений по результатам независимой рыночной оценки акционерных обществ – должников, в случае, если доля государственной собственности превышает 25%».

«Что происходит? Проводится независимая рыночная оценка предприятия, которое должно пройти процедуру банкротства. И ФСФО заявляет, что им данная оценка не нравится. Причем это заключение силы никакой не имеет: ФСФО – представитель государства как кредитора, и в этом смысле она ничем не отличается от других рыночных агентов. А реально это создает очень питательную почву для всяких злоупотреблений», – рассказывал эксперт.

По словам Мигина, служба работала по следующей схеме: «Независимая оценка признается ФСФО заниженной, переоценка по большей части проводится тем же оценщиком, первую оценку которого забраковали. И, как правило, происходит незначительное повышение стоимости, а получившаяся разница распределяется каким-то хитрым образом».

Сейчас Алексей Кудрин утверждает, что более 1400 функций российских чиновников признаны избыточными, еще 868 требуют уточнения и изменения, а 263 оказались дублирующими. Сколько из этих двух с половиной тысяч функций приводит к итоговому распределению средств «каким-то хитрым образом», мы точно не знаем. Но, судя по тому, с каким яростным усердием наши бюрократы похоронили в свое время комиссию Алешина, таких функцией – не одна сотня.

Между прочим, глава Минфина забыл уточнить, сколько же всего функций у чиновников в России, если только избыточных, сомнительных и дублирующих набралось две с половиной тысячи. Безусловно, количество российских бюрократов и функций, дающих им возможности для шикарной, явно не соотносящейся с официальным заработком жизни, необходимо сокращать. Но сокращать не на 20%, а минимум в три раза, хотя бы до советских стандартов, скромно опустив то немаловажное обстоятельство, что в состав СССР, кроме России, входило еще полтора десятка союзных республик.

И сокращение это может быть не только точечным и поименным – оно вполне могло бы коснуться некоторых ведомств целиком. Совершенно необязательную структуру надо ликвидировать полностью. В частности, необходимо привести в порядок органы социальной защиты, ликвидировав Пенсионный фонд России.

Если же посмотреть на возможности сокращения региональных и местных чиновников, то тут вообще бескрайние просторы для реформы. В одной Москве в каждом районе существует управа, не соответствующая Конституции РФ и взявшая на себя функции муниципальной власти (которая тоже существует). А есть еще префектуры округов, не прописанные ни в одном федеральном законе. И если посмотреть на остальные регионы, там тоже достаточно малопонятных и никому, кроме самих чиновников, не нужных структур.

А главное – необходимо срочно сократить как минимум те две с половиной тысячи чиновничьих функций, о которых сказал Кудрин. Хотя автору этих строк кажется, что речь должна идти о куда большем их количестве.

33 миллиарда рублей в год – цифра, которая хорошо звучит до тех пор, пока не становится понятно, что это – капля в море средств, проваливающихся в бездонные закрома отечественной бюрократии. Так что не надо кричать от радости по поводу идей Кудрина, надо проявить политическую волю и завершить хотя бы начатую в свое время административную реформу, хотя бы в том виде, в каком она планировалась. И после этого идти дальше.