Газовые войны: сами не можем, Стокгольм нам поможет

Нынешнее состояние российско-украинских отношений в энергетическом секторе не устраивает как Россию, так и Украину.

Первую — потому что еще не все «захапано»: не создано совместное предприятие между РАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз», не приватизированы российскими бизнес-структурами украинские энергогенерирующие и энергопоставляющие компании, Украина артачится по поводу ГТС… Вторую — потому что Крым сдан, ГТС — почти сдана, экс-премьер-министра Украины Юлию Тимошенко, подписавшей в 2009 году невыгодные газовые контракты, судят, а цены на газ как были высокими, такими и остаются.

В 2009-м Кабмин действовал непрофессионально

Украинские эксперты уверены, что такого плачевного состояния дел можно было бы избежать. Так, по словам ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, шансы подписания более выгодных газовых контрактов в 2009 году были. Даже несмотря на экстремальние условия давления на Украину как со стороны Европы, так и со стороны России. «Когда Российская Федерация перекрыла объемы поставок на три недели, безусловно, Тимошенко тяжело было в такой ситуации что-то сделать. Я думаю, что это и повлияло на все недостатки в контракте», — сказал он.

В частности, по словам эксперта, профессиональные ошибки украинского правительства были связаны с разными обстоятельствами: это и грядущая президентская кампания, и завышенная базовая цена на газ (на 70-100 долларов), и объемы рынка, и готовность погашать штрафные санкции за недобор газа (этого не было ни в одном контракте Газпрома со странами Европы). «Учитывая все обстоятельства, скидка для Украины должна была быть не менее 15-20%. Кроме того, должна была быть учтена еще и сезонная скидка — приблизительно 25%», — сказал он.
По словам эксперта, украинское правительство не владело всей информацией и действовало непрофессионально. В то время, как специалисты «Газпрома» хорошо владели этим вопросом.
Тимошенко упустила шанс «подставить» «Газпром»

Поддерживает коллегу в этом мнении и глава Альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. По его словам, в 2009-м году Украине нужно было просто переждать одну-две недели и ситуация с ценой газа разрешилась бы в нашу пользу. Эксперт напомнил, что зима 2009-го года была не очень тяжелой. «У нас было достаточно запасов газа, чтобы выдержать давление «Газпрома». Это была игра России и стыдно, что Украина повелась на эту игру… У нас был шанс не ехать с поклоном в Москву, не говорить с Брюсселем, а сидеть в Киеве, занять выжидательную позицию», — сказал он.
По словам Валерия Боровика, газовый конфликт 2009 года был не украинским. «Это был конфликт России и европейских потребителей. Пошло давление и снижение поставок газа в Европу. Но Украина не является субьектом пеоеговоров «Газпрома» с ЕС. И обязанность поставлять газ в Европу — обязанность «Газпрома»… Если бы Украина неделю-две продержалась, были бы штрафные санкции к «Газпрому» со стороны Европы», — сказал он и добавил, что в этом случае Украина могла бы сохранить выгодные для себя условия в переговорах.

Украине нужно прекратить политические уступки

Как бы там ни было, сегодня «маємо те, що маємо”… Еще и идем на постоянные уступки. Однако эксперты сходятся во мнении, что Украине нужно идти не на политические уступки, а в Стокгольмский арбитражный суд. По словам Владимира Омельченко, в самом контракте 2009 года прописан механизм решения спорных вопросов именно через Стокгольмский арбитраж. «Как же решать этот конфликт? Нужно посмотреть на пункт 8.2 контракта купли-продажи природного газа, где четко прописан механизм, как рассматриваются спорные вопросы. Если стороны за 1 месяц не находят компромисса, тогда одна из сторон может идти в Стокгольмский арбитраж. И вопрос решается там чисто, юридически грамотно. И никаких проблем нет», — пояснил он.

Тем не менее, по словам эксперта, стороны не могут прийти к общему выводу более года, «а этот механизм не используют». «К сожалению, мы идем путем политических договоренностей. Харьковские договора, сдача ГТС, Таможенный союз с Россией — это политические уступки и не тот путь, которым Украина должна идти. Нужно выбрать юридический правовой путь», — сказал он.

Решение — за Президентом

В свою очередь, Валерий Боровик уверен, что все дело сегодня — в политическом решении Президента Украины Виктора Януковича. По его словам, небольшой шанс изменить или полностью отменить контракты 2009 года существует не только через Стокгольмский арбитраж. Хотя и это не стоит сбрасывать со счетов. «Это можно сделать через протест Генеральной прокуратуры Украины про отмену контракта, как противоречащему интересам государства», — отметил он.
По словам эксперта, подобные прецеденты в мире были. «Да, это полувзвешенный шаг, совдеповский путь. Но он есть», — сказал он.

«Нельзя сидеть на двух стульях и постоянно обсуждать те или иные невыгодные нам уступки…Нужно выбрать свой путь. Украина его еще не выбрала», — отметил он.

По мнению эксперта, такое решение «зависит от первого лица государства и тех людей, которые ему рекомендуют». «Принятие решения лежит на столе у Президента», — сказал он.
Судить нельзя помиловать

Кроме того, эксперты в энергетической сферы не совсем понимают, за что именно сегодня судят экс-премьер-министра Украины Юлию Тимошенко. Владимир Омельченко отметил, что Тимошенко нельзя обвинять в подписании невыгодных для Украины газовых контрактов 2009 года. «С юридической точки зрения Тимошенко нельзя обвинять. Подчеркиваю, что экс-премьер-министр нигде свои подписи не ставила. Контракты подписывали Дубина и Диденко», — сказал он.
По словам эксперта, выдавать директивы — было ее правом. «Это не нарушало закон», — сказал он. По мнению Омельченко, действительно, правительство Украины в 2009 году проявило некоторый непрофессионализм. «Кабмин сделал некоторые ошибки. Но что это тянет на уголовное дело против Тимошенко — этого нельзя сказать. Я не вижу в этом криминала», — подчеркнул эксперт.

Всю ответственность, по его словам, несет хозяйственный субъект — НАК «Нафтогаз» и его руководители. «Если руководители компании считали этот контракт невыгодным, они должны были отказаться их подписывать. Это их компетенция и никто не мог их заставить», — подчеркнул он.

А судьи кто?

Более того, по словам экспертов, «газовое дело» против экс-премьер-мининистра Украины Юлии Тимошенко может сыграть против действующей власти. Валерий Боровикотметил, что, чтобы привлечь экс-премьер-министра Украины Юлию Тимошенко к уголовной ответственности за подписание газовых контрактов 2009 года, нужно доказать ее личную заинтересованность в этом деле. «Чтобы говорить о том, что за это должна быть уголовная ответственность, нужно доказать личную заинтересованность Тимошенко», — сказал он.

Если говорить лишь о невыгодности подписанных в 2009 году контрактов, то и нынешняя власть сделала немало невыгодного для Украины. «Почему он (газовый контракт 2009 года — ред.) был подписан? И должна ли за это отвечать лично Тимошенко?», — поинтересовался он.

По мнению Валерия Боровика, при такой логике, «кто будет отвечать лично за Харьковские соглашения?» «Не считают ли те люди, которые подвели под это страну, учитывая, какие есть посылы к Тимошенко, что завтра такие же посылы не будут по отношению к ним? Ведь харьковские соглашения тоже были не выгодны Украине и не привели к тому эффекту, к которому хотелось бы», — отметил он и напомнил, что часть территории Крыма, фактически, за просто так, отдана в управление России на 25 лет.

«Давайте говорить откровенно, Украина на 25 лет отдала России влияние на Крым», — подчеркнул он.