«Беспрецедентный» закон напугал военных

В ближайшее время Государственная Дума рассмотрит в первом чтении актуальнейший для российской армии проект федерального закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат. В Кремле и Белом доме его называют «судьбоносным» и «беспрецедентным». Как однажды высказался Дмитрий Медведев, от реализации этого законодательного акта будут зависеть «наши усилия по приведению Вооруженных сил к новому облику, успех реформирования правоохранительных органов, включая реформу МВД и создание полиции». В думском комитете по обороне, по словам его члена Игоря Пузанова, также убеждены, что «такого качественного законопроекта, связанного с повышением денежного довольствия военнослужащих, не было и не делалось никогда». Председатель комитета Виктор Заварзин не без удовлетворения сообщил, что «денежное довольствие военнослужащих в случае принятия закона будет повышено в 2,5–3 раза, а пенсии военных пенсионеров – в среднем на 50–70%».

Реальное увеличение военной пенсии растянется без малого на четверть века
Смысл «беспрецедентности» проекта состоит в том, что с 1 января 2012 года лейтенант в должности командира взвода начнёт получать не менее 50 тыс. рублей (30 тыс. за должность и воинское звание плюс 20 тыс. различных надбавок). От данной «базовой величины» будут рассчитываться зарплаты как вышестоящих офицеров, так и солдат и сержантов контрактной службы. В этом случае контрактник в звании рядового будет получать около 25 тыс. рублей, полковник – 42 тыс., а первый замминистра обороны РФ в ранге генерала армии – 67 тыс. рублей. С суммами надбавок за выслугу лет, сложность службы, работу с секретными документами и прочими эти показатели будут заметно выше – у кого-то в полтора, а у кого-то и в два-три раза. Обещается, что и пенсии бывших военных будут рассчитываться исходя из привязки к окладам действующих военнослужащих за должность и воинское звание, а также к выслуге лет.

Всё это делается на основе предложенной министром обороны Анатолием Сердюковым и утверждённой несколько лет назад «Стратегии социального развития Вооруженных сил РФ на период до 2020 года». Согласно ей, к обозначенному временному рубежу российские Вооруженные силы должны войти в «пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям», а военнослужащие, проходящие службу по контракту, – в состав «среднего класса страны». Чтобы это произошло, их денежное довольствие, как отмечено в «Стратегии», должно превысить среднюю зарплату по стране на 25%, а военные пенсии должны составлять до 80% от доходов действующих офицеров (ныне в устах реформаторов эта цифра понижена до 70%).

Нюансы проекта на подходе к рассмотрению в нижней палате и перспективы его практической реализации широко освещались в СМИ и изучались аналитиками. Накануне первого чтения в Госдуме ситуация такова. Если войсковые офицеры усматривают в будущем законе несомненный позитив, то запасники и отставники видят в нем значительное ущемление своих социальных гарантий. Военным пенсионерам очевидно, что исполнительная власть вновь собирается существенно им не доплачивать, как это было в 90-е, в памятный 2005 год монетизации льгот и остаётся до сей поры. Достаточно сказать, что сегодня размер военной пенсии составляет от 7% до 22% от зарплаты. При этом 80% ветеранов военной службы получают пенсию в пределах 7-8 тыс., а пенсия младшего командного состава составляет 4–5,5 тыс. рублей. В то время, как средняя трудовая пенсия по стране равна 8,5 тыс. рублей.

В середине июня ситуация с законопроектом рассматривалась на «круглом столе» в Клубе военачальников. Генералы и эксперты увидели в нем множество «мин замедленного действия». Последние в будущем неизбежно станут подрывать социальное положение военнослужащих, вопреки столь обнадёживающему повышению их доходов с начала следующего года. Причём, не только уволившихся с военной службы, но и действующих.

Проект разрабатывался не под идею, а под выделенную Минфином сумму
Как известно, российское руководство сделало ставку на создание в основном контрактной армии. Однако будущий прирост денежного довольствия касается, прежде всего, офицеров. Он не решает проблему конкурентоспособности службы по контракту для солдат и сержантов, которые и должны составить основу «нового облика» армии. Дело в том, что в первые два года контрактник станет получать отнюдь не 25 тыс. плюс надбавки, а всего лишь 15 тыс. рублей. И это в то время, как средняя зарплата по России ныне уже перевалила за 20 тыс. рублей. Если солдат или сержант погибнет, то сиротам, потерявшим такого кормильца, будет положена пенсия лишь в 5 тыс. рублей. Это явное надругательство над здравым смыслом при современном уровне жизни в России.

Много вопросов возникает и к предлагаемому дополнительному премированию военнослужащих. Сверх традиционных надбавок к денежному довольствию хотят ввести ещё некие, явно необоснованные с точки зрения поощрения за добросовестную службу. Фактическая цель такого стимулирования – сохранить по возможности меньшую долю в денежном довольствии, которая будет использоваться как отправная сумма для расчета военной пенсии. То есть, тот же лейтенант, ставший пенсионером, будет получать пенсионные не с 50 тыс., а только с 30 тыс. рублей, а то и меньше.

Исходя из этого и других моментов, больше всего нареканий высказывается по офицерскому пенсиону. Например, при расчете пенсии предлагается отказаться от тысячерублёвой президентской надбавки, служащей сейчас добрым подспорьем для низкооплачиваемых уволенных офицеров. В ходе реформ понижено значительное число категорий соответствия воинским званиям на многих штатных должностях, которые, в лучшем случае, стали гражданскими, а в худшем вообще упразднены. Это означает, что офицер, увольнявшийся, допустим, с полковничьего поста и получавший соответствующую пенсию, с 1 января может начать получать пенсию как подполковник, а то и майор и даже капитан. Это значит, что немалому количеству офицеров безо всяких на то оснований отказано в признании их карьерных достижений.

Но самое главное, что в проекте предлагается растянуть реальное увеличение военной пенсии до максимальных размеров без малого на четверть века.

Недавно премьер-министр Владимир Путин говорил, что хорошо бы выйти на уровень, когда военная пенсия составит 40% от денежного содержания военнослужащего. То есть ни о 70-, ни тем более о 80-процентном показателе, согласно заявленной «Стратегии», речи уже не идёт. Однако с 1 января бывшие служивые будут иметь отнюдь не 40% от того, что они получали в армии, а всего лишь 24%. При этом намечается ежегодно повышать пенсии на жалких 2%. Причем, в Минобороны считают это победным достижением, «выжимкой» из Минфина. Очевидно, что многие нынешние отставники до этого «счастья», увы, не доживут. При этом в законопроекте нет ясных указаний на обязательность ежегодной индексации пенсии, компенсирующей инфляцию.

Другим существенным недостатком законопроекта вице-президент Клуба военачальников Андрей Николаев считает то, что в случае принятия он не будет актом прямого действия. Правительство наделяется полномочиями на своё усмотрение решать, что, в каком объёме и когда должно реализовываться. «Иными словами, – подчеркнул генерал армии, – пытаются установить, что если у нас не хватит ресурсов, то мы просто не будем исполнять закон, а сделаем так, как нам на данный момент удобнее».

Пагубность проекта состоит и в том, что он разрабатывался не под идею, а под выделенную Минфином сумму. «Под неё изыскиваются и реализуются определенные схемы выплат», – откровенно поясняет и.о. начальника управления социального обеспечения Департамента социальных гарантий Минобороны Михаил Коновалов. То есть, как выразился по поводу этой циничной идеологии Николаев, «получается, что фактически Минфин определяет статус военнослужащих».

В общем декларируемое соотношение военных пенсий и денежного довольствия действующих офицеров в ближайшие годы выполняться не будет. Равно как не будет создана «армия нового типа» – из-за её по-прежнему нищенской непривлекательности. «Средним классом» в обществе армия в ближайшую десятилетку не станет и в пятёрку лучших армий мира вряд ли попадёт. Поэтому очевидно, что необходима корректировка законопроекта.