Расовые конфликты: экзамен для Венгрии

В конце председательства в Евросоюзе Венгрия, среди прочих инициатив, добилась принятия стратегии европейских цыган. До недавнего времени венгерскую власть справедливо критиковали за вялые действия

В конце председательства в Евросоюзе Венгрия, среди прочих инициатив, добилась принятия стратегии европейских цыган. До недавнего времени венгерскую власть справедливо критиковали за вялые действия в решении межэтнических конфликтов в стране. Обнародование стратегии европейских цыган налагает на Венгрию очень конкретные экономические и социальные обязательства по двухсоттысячной ромского меньшинства в этом государстве. Признавая непростые реалии с интеграцией цыган в полнокровную жизнь общества, официальный Будапешт убеждает международное сообщество, что проблемы венгерских цыган можно решить в четко очерченном правовом поле.
Экономические и финансовые неурядицы в мире и, в частности, в самой Венгрии изрядно подлили масла в огонь межэтнических конфликтов. Подпитывали его последние годы и различные политические спекуляции венгерских партий и несколько предвзятое отношение части венгерского населения к цыганам, как к потенциальным уголовных преступников, или социальных иждивенцев, живущих за счет государства.

С появлением закона о нацменьшинства в 1993 году, что позволяет тринадцати этническим общинам Венгрии, в том числе и украинские, выбирать национальные самоуправления, цыгане получили определенную культурную автономию и немалые государственные субсидии для реализации культурных проектов. Недвижимость этой крупнейшей в Венгрии нацменьшинства постепенно набрало нового содержания и формы.

Детонатор взрыва всегда найдется

Однако, наряду с позитивом проявился и негатив: цыган начали небезосновательно обвинять в так называемом етнобизнеси, когда миллионы форинтов государственных субсидий шли не на культурные нужды общины, а непосредственно в карман руководителей самоуправлений или переводились на счета нелегальных ростовщиков.

Местные венгерские шовинисты подхватили это известие как знамя, чтобы размахивать им в своих антиромських кампаниях в центре и глубинке. Наконец, экстремистам удалось спровоцировали такой межэтнический конфликт, стало известно по всем Евросоюзе и даже за океаном. Речь идет об апрельских событиях в небольшом селе Дьендьешпата с дракой, образами, полицейскими сиренами и резкими заявлениями международных правозащитных организаций.

Позже оказалось, что местных цыган подзуживали на ссору венгерские либералы и финансировал этот якобы стихийный протест один американский бизнесмен. А националисты, в свою очередь, натравливали на цыган радикально настроенных венгров. Больше всего от этого громкого дела досталось и без того подмоченной репутации Венгрии за рубежом.

Действия власти

Самыми первыми в таких ситуациях реагируют правоохранительные органы. Шеф венгерских силовиков Шандор Пинтейр, который в правительстве представляет консерваторов, против того, чтобы давать розперизуватися экстремистам, хотя они открыто искали морального сочувствия однопартийцев министра.

«Однозначно, что эти и подобные им деяния, нарушающие закон, никто не может осуществить безнаказанно. Это я довел до сведения полиции. Но по возможности надо избегать осуществлению таких преступлений. А когда они уже произошли, следует поскорее реагировать на них еще на ранней фазе, а злоумышленников задержать », — заявил министр внутренних дел Венгрии Шандор Пинтейр.

Вместе местные силовики осознают, что им не хватает надлежащих профессиональных знаний и, главное, опыта, чтобы эффективно работать со сторонами межэтнического конфликта. Зная об этой их потребность, МВД Венгрии пригласило в Будапешт на двухдневный семинар коллег-правоохранителей из США, Канады, Голландии, Великобритании и Норвегии. Эти инструкторы провели на этой неделе занятия с полусотней венгерских полицейских. И это только первый шаг. Впоследствии планируется сделать полноценные курсы повышения квалификации на базе полицейской академии в Будапеште и расширить число участников с венгерской стороны.

Правда, венгерские власти не полагается только на силовые методы решения межэтнических споров в стране. Центр предоставляет больше полномочий местным самоуправлением и, соответственно, средств для того, чтобы привлекать безработных цыган хоть на многочасовые общественные работы. Социальные ведомства разрабатывают отдельные программы различных профессиональных курсов для цыган. Вместе с тем венгерские власти все чаще апеллирует ныне к обществу, призывая всех его членов проявить большую терпимость и внимание к цыганам. Ведь без такого отношения несколько преждевременно говорить о социальной реабилитации венгерских цыган и их интеграцию в ряды современного европейского общества.