На протяжении всей своей истории Россия стремилась быть значимым субъектом международной политики. Геополитика многих правителей Руси, Российской империи, СССР была так или иначе направлена на увеличении территории нашего государства, укрепление суверенитета и повышение значимости международного положения. Даже политика Петра I, направленная на вестернизацию Российской империи, укрепила положение государства за счет увеличения территории.
К середине ХХ века Россия в составе СССР занимала значительную территорию Heartland’а, что является максимальным достижением российского государства. Послевоенный мир представлял собой противостояние двух глобальных держав: США как представителя глобальной талассократии и СССР как представителя теллурократии. Стабильность мира второй половины ХХ века была результатом баланса между морскими и сухопутными силами.
После распада СССР, причиной которого была, в частности, неверная геополитика правительства Михаила Горбачева, баланс сил в мире поменялся. Мощный теллурократический блок, состоящий из стран СНГ, Китая, Кубы и ряда других социалистических и антиамерикански настроенных стран, потерял свой центр и больше не мог противостоять талассократическому блоку во главе с США, который включал страны Европы, Канаду и т. д. Двуполярный мир, основанный на Ялтинском договоре, превратился в однополярный.
Во время правления первого президента России Бориса Ельцина геополитическое положение нашей страны не только не укрепилось, но и значительно ослабилось. К власти пришли чиновники с либеральными взглядами и проамериканской направленностью. Геополитика того периода привела как к окончательному разъединению бывших советских республик, так и к возможности полного распада Российской Федерации, который представлял бы собой реализацию геополитической модели, созданной еще 50 лет назад Хэлфордом Маккиндером. Данной моделью руководствовались и руководствуются сейчас западные советники и консультанты правительства и значимые геополитические деятели таких стран как США, в частности Збигнев Бжезинский.
Таким образом, к началу ХХI века Россия оказалась в бедственном положении не только с социологической точки зрения: отсутствие экономической и политической стабильности в стране, криминализация общества и власти и т. п., но и с геополитической: утрата единства с союзными республиками и собственного положения в мире, отсутствие геополитического баланса в связи с разрушением двуполярного мира, возможность полного территориального распада страны, поддерживаемого западными государствами во главе с США. России необходимо было укреплять собственное положение, иначе она могла бы совсем исчезнуть с карты в том виде, в котором она была после распада Советского Союза.
Приход к власти Владимира Путина оценивался изначально неоднозначно: он был фигурой неизвестной массам, чего нельзя сказать о его персоне сегодня. Тогда никто не мог подумать, что через 7 лет его назовут персоной года.
С самого начала своего правления Путин начинает укреплять позиции власти в Российской Федерации: первый указ на посту еще исполняющего обязанности президента РФ был «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
Изначально политика Путина соответствовала тем социологическим константам, которые были заложены в древнее время и стремление к которым, так или иначе, существует в сознании русского человека. В сознании русского человека власть должна соответствовать таким характеристикам как: самодержавие, сила, авторитарность и авторитет, контроль над аристократией и олигархией и др.
С приходом к власти Путин не только всеми силами стремился укреплять позиции власти, например, ограничением СМИ, но и усилил давление на представителей новой «аристократии», то есть олигархов, которые к приходу Путина к власти оказывали значительное влияние и на экономику, и на политический процесс посредством СМИ и «лоббирования» своих интересов через коррумпированную власть. В это время давление на некоторых олигархов либеральной направленности привело к их эмиграции. К ним можно отнести Бориса Березовского и Владимира Гусинского. В то же время большинство крупных телеканалов и редакций СМИ были переданы по разным причинам под контроль государства, что вновь было проявлением и признаком стремления власти самодержавию.
С другой стороны Путин стремился контролировать стратегические для России ресурсы: нефть и газ. Крупные нефтяные компании в это время также стали находиться под контролем государства: так, компания «Сибнефть» уже в 2005 году полностью перешла во владение государственной компании «Газпром». В 2003 году был устранен от оказания давления на власть через финансирование оппозиционных прозападных партий владелец НК ЮКОС Михаил Ходорковский.
Все это подкреплялось изменениями в политической системе. Путин взял жесткий курс на централизацию и укрепление «вертикали» власти. В то же время был изменен порядок формирования Совета Федерации, отменена выборность губернаторов и президентов республик, были введены федеральные округа, чтобы ликвидировать претензии на суверенитет Республик и многое другое.
Таким образом, мы видим, что с социологической точки зрения политика Путина была ориентирована на теллурократическое развитие и соответствовала таким тенденциям как стремление к самодержавию, укреплению власти, авторитаризм, противление олигархии.
Если первый срок правления Путина был ориентирован на внутреннюю политику, то второй однозначно был нацелен на укрепление позиций России на мировой арене и разрушение существующего порядка однополярного мира. Кроме того, в этот период происходило укрепление внутренних границ государства и усиление контроля над регионами, особенно над Чеченской республикой, которая в период Ельцина могла стать первой республикой, отсоединившейся от России, и за которой последовали бы и другие территории, желающие (с поддержки Запада) также получить «независимость».Анализ геополитической составляющей курса Путина необходимо начинать с рассмотрения его политики в отношении различных стран, особенно США как единственного полюса мира.
В целом внешнюю политику Путина можно разделить на ряд значимых категорий:
1) укрепление отношений со странами СНГ;
2) укрепление отношений со странами, которые потенциально могут войти в Евразийский союз;
3) ухудшение отношений со странами, однозначно противостоящими теллурократии, попытка ослабления их контроля.
Изначально Путин взял курс на укрепление отношений со странами, которые ранее входили в состав СССР. Поддержка пророссийского правительства на Украине, белорусского президента, который стремился поддерживать отношения с Россией — все это было направлено на то, чтобы укрепить позиции России на территории СНГ, особенно со странами, которые наиболее близко расположены к Западу и подвержены значительному влиянию с их стороны. Даже в Грузии во время правления Путина находились пророссийские активисты, но впоследствии контроль и влияние Запада над этой территорией изменили отношения между нашими странами.
Кроме того, Путин начинает сближение с такими странами как Китай, Индия, Вьетнам и даже наносит государственный визит в Израиль. В отношении некоторых стран Путин порой идет на значительные уступки (как с российско-китайской границей), но в целом налаживает прочные отношения и заключает соглашения о взаимной поддержке и сотрудничестве. Во всех своих действиях президент придерживается одного важного принципа: противодействие западному вмешательству в чужую политики и вторжение Запада на чужие территории, что может позволить данным странам самим выбирать вектор своего развития и выбирать себе союзников.
В целом, за период правления Путина сильно обострились конфликты с Западом. Во многом формальным поводом для этого послужило различное отношение к «цветным революциям» на постсоветском пространстве, независимость Косово и многое другое. Ухудшились как отношения с США, так и с Англией. И если во времена «перестройки» США казались идеальным типом государства для наших граждан, то в ХХI века большая часть населения нашей страны (и не только нашей) негативно оценивает военные вторжения американского правительства, его захватническую позицию, стремление навязать свою точку зрения под предлогом распространения демократии, а также стремление контролировать путь развития стран с целью соответствия их талассократическим либеральным идеалам.
Великобритания в свою очередь продолжала поддерживать олигархов-атлантистов, что привело к конфликтам между Россией и Великобританией. В частности, Англия отказалась выдать России Березовского под предлогом недостаточности данных, подтверждающих его вину.
Таким образом, в период своих первого и второго президентского сроков Путин довольно гармонично вписывался в образ теллурократического правителя. И с социологической, и с геополитической точки зрения его политика была направлена на укрепление позиции государства в мире, сохранение стабильности внутри страны и разрушение сложившегося мирового порядка. Особое место в этих действиях занимает Мюнхенская речь Путина, в которой он прямо заявлял о том, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна.
После прихода к власти Дмитрия Медведева ситуация в стране и ее геополитическая направленность страны во многом поменялись. Политика Медведева является противоположной политике Путина, поэтому можно предположить, что этот ход (назначение такого преемника) во многом является осмысленным и представляет собой перерыв между вторым и третьим сроком прихода к власти.
Стоит отметить, что Путин и Медведев различаются не только по манерам, поведению, но даже общение с гражданами у них происходит различно: Путин предпочитает личное общение в студии или по телефону, Медведев предпочитает общаться с избирателями через сеть Интернет, что как минимум ограничивает круг общающихся и вызывает негативное отношение той части населения, которая еще не включена и уже не будет включена в подобное общение.
Опираясь на имеющееся в обществе представление о политике Медведева, о его довольно откровенной западной направленности, можно сделать вывод о том, что Путин одержит победу на предстоящих выборах. О том, что он будет баллотироваться на выборах в 2012 году, свидетельствует, например, создание «Народного фронта», который должен обеспечить ему поддержку на выборах.
Исходя из вышесказанного, можем предположить, каким, с геополитической и с социологической точек зрения, будет третий срок президентства Путина.
Нет сомнений в том, что после своего прихода к верховной власти, Путин еще больше ужесточит свою политику: как внешнюю, так и внутреннюю. Начнется дальнейшее сближение с ЕС и Китаем, что, несомненно, должно положительно оцениваться с точки зрения теллурократических интересов. Еще больше усложнятся отношения с США, которые будут продолжать вмешательство в дела других стран. И тогда естественным будет стремление стран объединиться с Россией в формате многополярного мира, что будет резко отрицательно воспринято США и потому может привести к военным конфликтам или, что более вероятно, к новым террористическим актам, целью которых будет подорвать политическую стабильность стран, настроенных против американского давления. В то же время опираться внутри страны Путин будет на традиционные для России ценности, будет продолжать укрепление авторитарной позиции правителя.
В следующие 6 лет нас ждет довольно сложный, но яркий период существования, который будет характеризоваться следующим образом:
1) укрепление позиции страны на международной арене;
2) ужесточение властных отношений и контроля над гражданами;
3) проведение мероприятий по укреплению отношений с бывшими советскими республиками;
4) укрепление отношений с Китаем;
5) повышение террористической угрозы, угроза войны и т. д.