Геополитика Путина: радужный сценарий

На протяжении всей своей истории Россия стремилась быть значимым субъектом международной политики. Геополитика многих правителей Руси, Российской империи, СССР была так или иначе направлена на увеличении территории нашего государства, укрепление суверенитета и повышение значимости международного положения. Даже политика Петра I, направленная на вестернизацию Российской империи, укрепила положение государства за счет увеличения территории.

К середине ХХ века Россия в составе СССР занимала значительную территорию Heartland’а, что является максимальным достижением российского государства. Послевоенный мир представлял собой противостояние двух глобальных держав: США как представителя глобальной талассократии и СССР как представителя теллурократии. Стабильность мира второй половины ХХ века была результатом баланса между морскими и сухопутными силами.

После распада СССР, причиной которого была, в частности, неверная геополитика правительства Михаила Горбачева, баланс сил в мире поменялся. Мощный теллурократический блок, состоящий из стран СНГ, Китая, Кубы и ряда других социалистических и антиамерикански настроенных стран, потерял свой центр и больше не мог противостоять талассократическому блоку во главе с США, который включал страны Европы, Канаду и т. д. Двуполярный мир, основанный на Ялтинском договоре, превратился в однополярный.

Во время правления первого президента России Бориса Ельцина геополитическое положение нашей страны не только не укрепилось, но и значительно ослабилось. К власти пришли чиновники с либеральными взглядами и проамериканской направленностью. Геополитика того периода привела как к окончательному разъединению бывших советских республик, так и к возможности полного распада Российской Федерации, который представлял бы собой реализацию геополитической модели, созданной еще 50 лет назад Хэлфордом Маккиндером. Данной моделью руководствовались и руководствуются сейчас западные советники и консультанты правительства и значимые геополитические деятели таких стран как США, в частности Збигнев Бжезинский.

Таким образом, к началу ХХI века Россия оказалась в бедственном положении не только с социологической точки зрения: отсутствие экономической и политической стабильности в стране, криминализация общества и власти и т. п., но и с геополитической: утрата единства с союзными республиками и собственного положения в мире, отсутствие геополитического баланса в связи с разрушением двуполярного мира, возможность полного территориального распада страны, поддерживаемого западными государствами во главе с США. России необходимо было укреплять собственное положение, иначе она могла бы совсем исчезнуть с карты в том виде, в котором она была после распада Советского Союза.

Приход к власти Владимира Путина оценивался изначально неоднозначно: он был фигурой неизвестной массам, чего нельзя сказать о его персоне сегодня. Тогда никто не мог подумать, что через 7 лет его назовут персоной года.

С самого начала своего правления Путин начинает укреплять позиции власти в Российской Федерации: первый указ на посту еще исполняющего обязанности президента РФ был «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Изначально политика Путина соответствовала тем социологическим константам, которые были заложены в древнее время и стремление к которым, так или иначе, существует в сознании русского человека. В сознании русского человека власть должна соответствовать таким характеристикам как: самодержавие, сила, авторитарность и авторитет, контроль над аристократией и олигархией и др.

С приходом к власти Путин не только всеми силами стремился укреплять позиции власти, например, ограничением СМИ, но и усилил давление на представителей новой «аристократии», то есть олигархов, которые к приходу Путина к власти оказывали значительное влияние и на экономику, и на политический процесс посредством СМИ и «лоббирования» своих интересов через коррумпированную власть. В это время давление на некоторых олигархов либеральной направленности привело к их эмиграции. К ним можно отнести Бориса Березовского и Владимира Гусинского. В то же время большинство крупных телеканалов и редакций СМИ были переданы по разным причинам под контроль государства, что вновь было проявлением и признаком стремления власти самодержавию.

С другой стороны Путин стремился контролировать стратегические для России ресурсы: нефть и газ. Крупные нефтяные компании в это время также стали находиться под контролем государства: так, компания «Сибнефть» уже в 2005 году полностью перешла во владение государственной компании «Газпром». В 2003 году был устранен от оказания давления на власть через финансирование оппозиционных прозападных партий владелец НК ЮКОС Михаил Ходорковский.

Все это подкреплялось изменениями в политической системе. Путин взял жесткий курс на централизацию и укрепление «вертикали» власти. В то же время был изменен порядок формирования Совета Федерации, отменена выборность губернаторов и президентов республик, были введены федеральные округа, чтобы ликвидировать претензии на суверенитет Республик и многое другое.

Таким образом, мы видим, что с социологической точки зрения политика Путина была ориентирована на теллурократическое развитие и соответствовала таким тенденциям как стремление к самодержавию, укреплению власти, авторитаризм, противление олигархии.

Если первый срок правления Путина был ориентирован на внутреннюю политику, то второй однозначно был нацелен на укрепление позиций России на мировой арене и разрушение существующего порядка однополярного мира. Кроме того, в этот период происходило укрепление внутренних границ государства и усиление контроля над регионами, особенно над Чеченской республикой, которая в период Ельцина могла стать первой республикой, отсоединившейся от России, и за которой последовали бы и другие территории, желающие (с поддержки Запада) также получить «независимость».Анализ геополитической составляющей курса Путина необходимо начинать с рассмотрения его политики в отношении различных стран, особенно США как единственного полюса мира.

В целом внешнюю политику Путина можно разделить на ряд значимых категорий:

1) укрепление отношений со странами СНГ;

2) укрепление отношений со странами, которые потенциально могут войти в Евразийский союз;

3) ухудшение отношений со странами, однозначно противостоящими теллурократии, попытка ослабления их контроля.

Изначально Путин взял курс на укрепление отношений со странами, которые ранее входили в состав СССР. Поддержка пророссийского правительства на Украине, белорусского президента, который стремился поддерживать отношения с Россией — все это было направлено на то, чтобы укрепить позиции России на территории СНГ, особенно со странами, которые наиболее близко расположены к Западу и подвержены значительному влиянию с их стороны. Даже в Грузии во время правления Путина находились пророссийские активисты, но впоследствии контроль и влияние Запада над этой территорией изменили отношения между нашими странами.

Кроме того, Путин начинает сближение с такими странами как Китай, Индия, Вьетнам и даже наносит государственный визит в Израиль. В отношении некоторых стран Путин порой идет на значительные уступки (как с российско-китайской границей), но в целом налаживает прочные отношения и заключает соглашения о взаимной поддержке и сотрудничестве. Во всех своих действиях президент придерживается одного важного принципа: противодействие западному вмешательству в чужую политики и вторжение Запада на чужие территории, что может позволить данным странам самим выбирать вектор своего развития и выбирать себе союзников.

В целом, за период правления Путина сильно обострились конфликты с Западом. Во многом формальным поводом для этого послужило различное отношение к «цветным революциям» на постсоветском пространстве, независимость Косово и многое другое. Ухудшились как отношения с США, так и с Англией. И если во времена «перестройки» США казались идеальным типом государства для наших граждан, то в ХХI века большая часть населения нашей страны (и не только нашей) негативно оценивает военные вторжения американского правительства, его захватническую позицию, стремление навязать свою точку зрения под предлогом распространения демократии, а также стремление контролировать путь развития стран с целью соответствия их талассократическим либеральным идеалам.

Великобритания в свою очередь продолжала поддерживать олигархов-атлантистов, что привело к конфликтам между Россией и Великобританией. В частности, Англия отказалась выдать России Березовского под предлогом недостаточности данных, подтверждающих его вину.

Таким образом, в период своих первого и второго президентского сроков Путин довольно гармонично вписывался в образ теллурократического правителя. И с социологической, и с геополитической точки зрения его политика была направлена на укрепление позиции государства в мире, сохранение стабильности внутри страны и разрушение сложившегося мирового порядка. Особое место в этих действиях занимает Мюнхенская речь Путина, в которой он прямо заявлял о том, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна.

После прихода к власти Дмитрия Медведева ситуация в стране и ее геополитическая направленность страны во многом поменялись. Политика Медведева является противоположной политике Путина, поэтому можно предположить, что этот ход (назначение такого преемника) во многом является осмысленным и представляет собой перерыв между вторым и третьим сроком прихода к власти.

Стоит отметить, что Путин и Медведев различаются не только по манерам, поведению, но даже общение с гражданами у них происходит различно: Путин предпочитает личное общение в студии или по телефону, Медведев предпочитает общаться с избирателями через сеть Интернет, что как минимум ограничивает круг общающихся и вызывает негативное отношение той части населения, которая еще не включена и уже не будет включена в подобное общение.

Опираясь на имеющееся в обществе представление о политике Медведева, о его довольно откровенной западной направленности, можно сделать вывод о том, что Путин одержит победу на предстоящих выборах. О том, что он будет баллотироваться на выборах в 2012 году, свидетельствует, например, создание «Народного фронта», который должен обеспечить ему поддержку на выборах.

Исходя из вышесказанного, можем предположить, каким, с геополитической и с социологической точек зрения, будет третий срок президентства Путина.

Нет сомнений в том, что после своего прихода к верховной власти, Путин еще больше ужесточит свою политику: как внешнюю, так и внутреннюю. Начнется дальнейшее сближение с ЕС и Китаем, что, несомненно, должно положительно оцениваться с точки зрения теллурократических интересов. Еще больше усложнятся отношения с США, которые будут продолжать вмешательство в дела других стран. И тогда естественным будет стремление стран объединиться с Россией в формате многополярного мира, что будет резко отрицательно воспринято США и потому может привести к военным конфликтам или, что более вероятно, к новым террористическим актам, целью которых будет подорвать политическую стабильность стран, настроенных против американского давления. В то же время опираться внутри страны Путин будет на традиционные для России ценности, будет продолжать укрепление авторитарной позиции правителя.

В следующие 6 лет нас ждет довольно сложный, но яркий период существования, который будет характеризоваться следующим образом:

1) укрепление позиции страны на международной арене;

2) ужесточение властных отношений и контроля над гражданами;

3) проведение мероприятий по укреплению отношений с бывшими советскими республиками;

4) укрепление отношений с Китаем;

5) повышение террористической угрозы, угроза войны и т. д.