Москва должна оставлять регионам средства для развития

Вопрос в том, не станет ли инициатива президента лишь козырем в предвыборной борьбе.

Интригующая идея о необходимости «децентрализации власти», озвученная Дмитрием Медведевым в ходе Петербургского международного экономического форума в самом начале оказалась не то недорасслышанной, не то недооцененной. Во всяком случае, вал оценок, подчас очень противоречивых, настиг президентское предложение лишь сейчас.

Надо отдать должное исполнительной власти. Время для пускания кругов на глади воды она всегда находит идеальное. Ведь идея о необходимости дать российским регионам больше прав витает в воздухе не один год. Дмитрий Медведев мог ее озвучить на прошлогоднем или позапрошлогоднем форумах. Однако тогда все разговоры и споры ушли бы в зыбкий песок «реальной политики», заболтались бы другими темами, сейчас же они пришлись аккурат к предвыборной кампании.

Что до региональных властей, то, получив искомую практически неограниченную власть над финансами из центра, они бы, разумеется, не справились с ними должным образом — просто потому, что реальный рычаг, на который опирается российская экономика, располагается на данный момент все равно в центре. Но критика местной власти традиционно более скоротечна, чем критика власти федеральной. А значит, что опять же, замутись эта вода пару лет назад, к нынешнему предвыборному этапу электорат просто уже устал бы ругать своих местных князьков. Стало быть, и показательной порки тут уже не устроить — хотя бы от имени той партии, которая так хочет сохранить свое конституционное большинство.

Потому момент презентации массам идеи «децентрализации» — лучше не придумаешь. По ряду просочившихся сверху в СМИ сведений, уже с начала 2012 года страна должна зажить по-новому. Согласно пояснению президентского советника по экономике Аркадия Дворковича, отныне в регионах будет задерживаться больше денег, чем раньше, а это должно, в свою очередь, самым благотворным образом повлиять на формирование положительного инвестиционного климата
в провинции.

Экспертам не привыкать к бравурной стилистике, которая является отличительной чертой приближенных к главе государства спикеров-экономистов. Она порой отличается оптимизмом, возведенным в степень неприличия. Однако теперь нам остается лишь быть восхищенными свидетелями изящной комбинации — какая же питательная тема уготована для предстоящих дебатов. Конечно, она не единственная, но звучать будет, надо полагать, куда отчетливее.

Пыл и жар остужает разве что вечный оппонент благих инициатив — Министерство финансов. Ведомство Алексея Кудрина уже скептически откликнулось на предложенную гарантом идею. В ответ на высказывание губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, что предложенная Медведевым идея «децентралдизации» позволит регионам излишки полученных налогов отправлять на внутренние нужды регионов, что, в свою очередь, простимулирует налогоплательщиков, источник в Минфине парировал, что вообще-то не дело регионов заниматься денежными сборами — это прерогатива федеральной власти и точка.

Однако, надежда на то, что озвученные благие намерения претворятся в жизнь и, что не менее важно, именно в том виде, что и задумывались, остается. Дмитрий Медведев уже дал первые поручения правительству в свете подготовки регионов к «децентрализации». Вице-премьер Дмитрий Козак займется правовым обеспечением программы, а Александр Хлопонин, совмещающий пост вице-премьера с креслом постпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе, возьмет на себя курирование всех финансовых и налоговых вопросов. К 1 декабря сего года сформированные ими группы представят президенту свои должным образом оформленные предложения.

Перспективу реализации принципа «децентрализации власти», озвученного президентом в ходе Петербургского международного экономического форума для KM.RU прокомментировал депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Сергей Иванов:

— Видите ли, есть регионы-доноры и регионы-получатели — они разнятся по экономическим показателям и так просто ставить всех на одну доску не нужно. Однако общая тенденция президентом была обозначена и данная им оценка, на мой взгляд, совершенно объективна.

В настоящий момент наблюдается неправильная ситуация, когда основные денежные потоки идут в центр, а местным властям порой бывает нечем наполнить свой бюджет. В этом свете предложенная президентом инициатива является совершенно оправданной. Речь идет не о том, чтобы «баловать» региональные власти, речь скорее нужно вести о спасении региональных экономик. Но мы говорим сейчас о предлагаемом методе исправления существующей нездоровой ситуации. И наша фракция уже высказывалась по данной проблеме и предлагала ее решение в масштабах федеральных округов.

Необходимо, конечно, корректировать существующее налоговое законодательство, которое связывает регионам руки и делает именно Москву вершителем судеб. Разумеется, полной вольницы быть не должно, однако и ситуация, когда за решением каждой мелкой бытовой проблемы губернатор должен бежать в Кремль — ненормальна.

Руководитель Центра социально-экономических проблем федерализма Российской Академии Наук Сергей Валентей в беседе с обозревателем KM.RU также отметил важность предоставления российским регионам большей возможности самостоятельного развития:

— Безусловно, это важная инициатива и она давно уже должна быть реализована. Ситуация, когда центр собирает все налоги, подчас ничего не оставляя местным бюджетам, должна быть конечно пересмотрена. Очень важно, что эта проблема, которая и ранее поднималась не раз на региональных уровнях, теперь получила должную оценку и, по всей видимости, начнется серьезная работа. Так что сами слова президента по ситуации в регионах я оцениваю, конечно, позитивно. Вопрос лишь в том, что конкретно будет предложено рабочими группами, и как будет вестись работа на законодательном уровне. В любом случае тут важно именно исполнение.