Украинскую церковь отделяют от Русской?

Архиепископ Александр (Драбинко) готовится совершить в УПЦ «оранжевый переворот».

На Украине брошен серьезный вызов единству Русской православной церкви, а вместе с ним – и историческому единству России и Украины.

Как сообщил KM.RU источник в Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата (МП), который пожелал остаться неназванным, на 28 июня назначено внеочередное заседание Синода УПЦ, а на 8 июля — Архиерейский собор УПЦ, на котором должны быть приняты поправки в Устав Украинской церкви, создающие пост Местоблюстителя Киевского митрополичьего престола.

По мысли идеологов этого нововведения (которое гораздо уместнее квалифицировать как переворот), Киевский престол с помощью обретения поста Местоблюстителя становится равным Московскому Патриаршему и полностью независимым от него. Украинская церковь, таким образом, отделяется от Русской церкви и становится «автокефальной».

При этом организаторы переворота явно спешат, нацеливаясь на то, чтобы их ставленник занял пост Местоблюстителя до того, как на Украину прибудет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пастырский визит предстоятеля РПЦ намечен на конец июля. И вот до этого времени на Украине все должно быть «провернуто», и патриарх Кирилл должен быть поставлен перед свершившимся фактом, чтобы он уже ничего не мог изменить.

Настаивая на учреждении поста Местоблюстителя, организаторы переворота ссылаются на плохое состояние здоровья
Блаженнейшего Киевского митрополита Владимира. Технология данного «проекта» предусматривает, пояснил KM.RU источник в УПЦ, что «в помощь Блаженнейшему» Местоблюстителем должен быть избран архиепископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). По сути, Драбинко получит власть, равную Киевскому митрополиту, а в ситуации частых болезней Блаженнейшего — станет главой УПЦ де-факто. Вот Драбинко и идет ва-банк, пытаясь опередить приезд Патриарха Кирилла.

Стремительное развитие событий, сообщает украинское интернет-издание «Одна Родина», началось с недавнего заседания Священного синода УПЦ, на котором совершенно неожиданно для всех, в том числе его участников, был поставлен на голосование вопрос о включении в число постоянных членов Синода молодого секретаря митрополита Владимира, недавно возведенного своим покровителем в сан архиепископа, Александра Драбинко. Так как процедура голосования в Церкви только в редчайших случаях закрытая, никто не посмел идти на прямой конфликт со своим непосредственным и могущественным начальником. В состав Синода в качестве постоянных членов были введены также Митрополиты Донецкий Иларион и Вышгородский и Чернобыльский Павел. Пресса однозначно охарактеризовала это как начало «предвыборной гонки» главных претендентов на Киевскую кафедру, намекая, естественно, на ожидание ее скорого освобождения.

Включение в состав Синода УПЦ трех новых
членов, отмечает издание, увеличивает их общее число до десяти, что грубо противоречит Уставу УПЦ, жестко ограничивающему число постоянных членов Синода УПЦ семью архиереями. Противоречит тому самому Уставу, содержащему самостийнические тенденции, который сам в ряде пунктов противоречит Уставу Русской православной церкви и который был принят в декабре 2007 года Архиерейским собором УПЦ, буквально «переломленным через колено» уже тогда демонстрировавшим гигантскую волю к власти Драбинко.

Основной фигурой, стоящей за последним решением Синода, также является Александр Драбинко. Таким образом, он продемонстрировал, что для него не существует «вечных» решений, что он готов пренебречь тем, сакрализации чего еще недавно добивался, если только это помогает ему закрепиться во власти.

Почему так опасно продвижение этого человека? Помимо того, что он демонстрирует неуемную, невиданную даже по нашим циничным временам жажду власти (что никак не украшает православного священнослужителя и ставит под вопрос наличие у него христианской веры как таковой), помимо его неуравновешенного характера, скандального образа жизни, помимо полной необоснованности притязаний на руководящую роль в Церкви юнца 1977 года рождения, Драбинко известен как лидер оранжевой, автокефалистской, стремящейся к отделению от Русской церкви националистической группировки в Киевской митрополии. Можно долго перечислять его «заслуги» и «достижения» в этой области, но достаточно сказать, что Драбинко дружит со многими ближайшими соратниками отлученного от Церкви лидера раскола Филарета Денисенко, вместе с которым он и сподобился сомнительной чести получить последние ордена из рук покидавшего пост президента Украины Виктора Ющенко.

В прессе продвижение двух считающихся лояльными Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу митрополитов (Донецкого и Вышгородского) в Синод УПЦ рассматривалось как предвыборный компромисс между основными кандидатами в будущем на престол Киевских митрополитов. Последние события показывают, что такая оценка ошибочна, отмечает «Одна Родина». Драбинко, которого в этой роли никто даже и представить не мог, вознамерился сам возглавить Украинскую церковь, а мнение на этот счет самой Церкви, как и Московского патриарха, его не волнует.

Масштабы амбиций Драбинко и наглости оранжевого лобби, отмечает автор публикации в «Одной Родине», перешагнули всякие пределы. Зная робость зависимых от Киевской митрополии большинства епископов УПЦ, нетрудно предрешить результат голосования на Архиерейском соборе. Будут утверждены изменения в Уставе УПЦ, связанные с расширением Синода, учреждена должность прижизненного местоблюстителя, и на нее изберут все того же Драбинко. В свете такого развития событий становится понятной операция по расширению Синода. Включение в него двух сильных митрополитов — обмен на их поддержку выдвижения Драбинко в местоблюстители, делающего его в Украинской церкви, по аналогу с Диоклетиановой системой поздней Римской Империи, Августом при Цезаре и безальтернативным преемником. Очевидно, митрополитам объяснили бессмысленность сопротивления и предложили удовольствоваться синицей в руках.

Заметим, в какой момент осуществляется дерзкий план оранжевой революции в УПЦ, отмечает издание. Не в махровые годы правления Ющенко, а в разгар президентства считающегося пророссийским Виктора Януковича. Раз Драбинко и сейчас чувствует свои руки развязанными, значит он, как в былые «славные» постмайдановские времена, находит полное взаимопонимание с руководством Украины. И на поддержку этого руководства в борьбе с теми, кто собирается дробить Русскую церковь, ревнителям единства церковного рассчитывать не приходится.

Каков же выход? Пора вспомнить о том, отмечает издание, что УПЦ – все-таки часть Московского патриархата. Патриарху важно напомнить Киеву о том, что не может быть никаких «изменений в Уставе», что любое изменение – это новый Устав, следовательно, он должен, согласно Уставу Русской православной церкви, пройти процедуру утверждения Патриархом Московским и всея Руси – и такого утверждения всему этому бунту, конечно, давать нельзя. Если же позиция Патриарха будет проигнорирована, как это уже имело место при покойном Патриархе Алексии, необходимо официально заявить о недействительности нового Устава УПЦ в «драбинковской редакции» и решений, принятых на основе не имеющего канонического значения документа. Далее, ввиду угрозы узурпации власти в Церкви группой лиц, не имеющей на это никаких прав, Патриарх мог бы инициировать созыв Собора УПЦ, на котором предоставить места представителям мирянских организаций, что в условиях Украины стало бы настоящим кошмаром для Драбинко и ему подобных.

Ну и, наконец, нельзя забывать о примере святого Патриарха Тихона, который, в ответ на игры автокефалистского лобби в Украинской церкви в начале 1920-х годов ввел на Украине прямое патриаршее правление. Этот вариант уже кулуарно обсуждается среди неравнодушных к судьбе Церкви архиереев, сообщает издание.