Фронт под ковром: об инициативе Путина

Искать высокое политическое содержание в провозглашении Владимиром Путиным всероссийского Народного фронта бессмысленно: история вновь повторяется в виде фарса.

Те, кто помнят бурный конец 80-х и расцвет многочисленных «народных фронтов» (Александр Алексеев и Лариса Субботина много могли бы рассказать о челябинском «фронте»), скажут вам: эти пестрые сборища с коротким веком были тем не менее четко консолидированы. Это были антикоммунистические фронты. Они действительно мобилизовали активную часть общества, сплотив ее вокруг Ельцина против общего врага — доставшей всех КПСС. Всюду в мире для создания «народных фронтов» требовались два ингредиента — вождь и враг. Без них эти сообщества не имеют ни смысла, ни силы. Вождь, будем считать, у нового фронта есть. Но где же враг?

Единственный достойный общества враг — партия власти — сама спасается внутри этой виртуальной цитадели.

Именно здесь и кроется подковерно — технологический смысл маневра.

«Единая Россия» отдает Богу душу на глазах у публики вместе со всей политической системой «лихих нулевых». Инициатива Путина четко фиксирует факт: партия не просто не способна обеспечить убедительную победу, но камнем тянет своего вождя вниз. А блестящая виктория в декабре нужна премьеру как воздух для обеспечения любого своего достойного будущего, а также безопасности и процветания своего клана. Проект Народного фронта решает простую и важную задачу — снизить издержки лидера, «спрятав» «Единую Россию» от избирателя в тени раскидистой вертикали не партийного, но общенародного вождя и его Фронта. Идея не нова: еще в октябре 2009-го автор писал о сценарии, при котором ЕР не ликвидируется (это стало бы опасным шоком для наших слабых духом элит), а грамотно «размывается» масштабной политической допэмиссией в составе новой сетевой структуры: http://podoprigora74.livejournal.com/10060.html.

Правда, я полагал тогда, что это будет «сеть продвинутого Медведева». Ну, тандемократов попутать большого греха нет (может, и ДАМ свою сеть построит). Главное — суть и вектор движения.

Мягкий вывод из эксплуатации устаревшей версии партии власти (и масштабная ротация элит под этим соусом) даже важнее в этом сценарии, нежели показательная победа «партии Путина» в декабре. Для обеспечения последней в формате ЕР достаточно было просто вернуть смешанные выборы (никто, кроме кандидатов от ЕР не в состоянии вести сейчас кампаний по одномандатным округам: 90% в этой части Думы были бы гарантированы) и вернуть в политическое небытие СР. 70% списочного состава будущей Госдумы всяко было бы в кармане. Однако предпочли идею фронта «за все хорошее против всего плохого», которая не способна мобилизовать даже кошку в марте.

Особенно это очевидно, если принять во внимание исполнителей на местах. Я уже вижу их — «народ и общество» будут представлены в Челябинске товарищами Буяковым, Севостьяновым и Скворцовым в окружении стайки дам неопределенных занятий из палатки последнего. Сколько голосов они прибавят Путину? Эта картинка никак не укрепляет веры в то, что именно симпатии избирателей — цель «новых фронтовиков».

Прибавьте сюда разобранное состояние самой партии власти, в котором она пребывает нынче в регионе. Аппарат в полной прострации ожидает сакральной даты 15 июня. В этот день у всех областных едросов (включая председателя Мякуша) заканчиваются контракты. Что будет далее — неведомо. Мне довелось даже слышать версию, что необычайная смелость Владислава Писанова в создании мощного негативного информповода про «Единую Россию» без жуликов и воров», бьющая конкретно по Владимиру Мякушу (это ведь он, исходя из заявлений Писанова, торгует мандатами ЕР — как иначе расценить обещания выдать газетам Писанова областные заказы в обмен на его мандат?), родилась не сама собой, а как средство точно указать председателю направление на дверь. Если не поймет, вспомнят, как именно получал он свой собственный мандат в декабре 2005 года. Жуть: ночью, стараниями А.Косилова, после того как кампания в Металлургическом округе не дала не то что победы, но даже явки. С тех пор главный единоросс области в одиночку на выборы не ходит. Но разве может политик с таким уровнем поддержки и подобными электоральными фобиями обеспечить сокрушительную победу партии в регионе?

Однако на самом деле это несущественные детали: фамилии функционеров партии власти уже не имеют значения. От ЕР на выборах не потребуется ничего, кроме штампа на списке, а сам «фронт» послужит лишь новой ширмой для прохудившейся декорации.

Практически важно другое: Челябинская область накануне думской кампании — Россия в миниатюре. Есть свой Грызлов, есть его странная партия, но есть и свой Путин, он же Юревич. Ведь сказать, что челябинский губернатор сильно партиен, было бы большой натяжкой. И даже если бы Москва не сформулировала концепцию «беспартийной кампании партии власти», на Южном Урале вели бы как раз такую. «Единой России» отводится в ней роль сугубо виртуальная (в таком случае совершенно неважно, кто ее возглавляет и даже Мотовилов становится вполне приемлемой фигурой), а кампанию ведет по-прежнему нерушимо беспартийный блок администрации области (Грачев — Уфимцев — Евдокимов), который при нужде и фронт с пушками вокруг лидера обозначит в любой момент и в два счета. Если не сильно путать у них под ногами растерянных депутатов, а также не отрывать красивых сенаторов от их светских забот, это сработает еще раз. Горизонт политического планирования в любом случае не распространяется в России более чем на год, а железное правило «если что у нас работает — не тронь того!», еще никто не отменял.

Есть ведь уже и первая жертва, уносимая ветром перемен. Валерий Гартунг совсем недавно решил-таки вопрос о включении своей фамилии в федеральный список «Справедливой России» (отчетливо понимая, что первое место в списке региональном теперь мандата никак не гарантирует) и эта процедура не прошла для него даром. Теперь издержки грозят вырасти многократно: после изгнания Миронова из Сената за прохождение СР в Думу никто не даст и гроша. Значит, увидим Валерия Карловича в Народном фронте со свежей программой природной ренты. Ну и еще ряд до боли знакомых лиц с не менее оригинальными идеями. Ибо сказано: что ты без мандата на Рублевке?

Но это будет позже. Сейчас главный фронт — под ковром.