Игорь Баринов: сменятся около 100 депутатов Госдумы

Перед началом подготовки выборной кампании в Госдуму «Новый Регион» решил встретиться с депутатом от Свердловской области, зампредом комитета по обороне, членом комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции Игорем Бариновым и узнать: как будут формироваться выборные списки «Единой России», как оценивается рейтинг партии и кто из депутатов не пройдет в Госдуму нового созыва.

Также читайте в интервью — кто виноват в срыве гособоронзаказа, какой «касте» людей не место в органах власти, играют ли депутаты в карты и почему для России актуальна «крылатая фраза» премьера Столыпина.

Н.Р. Игорь Вячеславович, через несколько дней в Екатеринбург приедет Владимир Путин. Что можно ждать от этого визита — каких решений, заявлений, событий?

И.Б. Само мероприятие — партийная конференция — предназначена для формирования концепции развития регионов. Исходя из опыта проведения подобных мероприятий в других федеральных округах, получают дополнительный толчок проекты, которые по разным причинам — по вине чиновников, отсутствия денег, получали «новое дыхание». Им придавался стимул, и такие конференции давали им новую жизнь. Не сомневаюсь, что у нас произойдет то же самое с конкретными проектами УрФО.

Н.Р. Партконференция проводится в преддверии думских выборов. По каким критериям будут формироваться предвыборные списки, есть ли разнарядки для пролетариев, рабочих, представителей ОНФ?

И.Б. Никаких разнарядок, конечно, не будет. Хотя для Народного фронта «квоты» озвучили — это 25%. Но это на праймериз, а не в предвыборных списках. Мы понимаем, что участвовать в праймериз должны представители различных слоев — люди из образования, здравоохранения, бизнеса и трудовых коллективов. Но есть объективные вещи — сами праймериз. Тут уже идет в расчет — насколько люди харизматичны, в состоянии ли они убедить, что принесут пользу в органах законодательной власти.

Что касается депутатов Госдумы, то для них критериями являются в первую очередь работа в партии и результаты, работа и популярность в регионе, либо же активная законодательная работа в Госдуме. Понятно, что все эти элементы сочетать трудно. Люди поддерживают тех, кто с ними систематически работает. Кто бы там ни говорил про «партию жуликов и воров», если население видит, что представитель этой партии идет в трудовой коллектив и решает его проблемы, они все равно его поддержат и проголосуют за него лично и его партию.

Н.Р. Смогут ли «ужиться» между собой кандидаты от «ЕР» и ОНФ — не получится ли борьбы за места?

И.Б. Был период, когда от активных, но неудобных людей старались держаться подальше, но эти времена проходят. Да, некоторые из них говорят неприятные вещи, однако при этом они лидеры общественного мнения, выражают интересы какого-нибудь сообщества. С одной стороны, мы нуждаемся в них, с другой — они в нас, в плане возможностей политической реализации своих идей.

Н.Р. Можете охарактеризовать рейтинг «Единой России»? Дело в том, что он очень изменчив. С чем это связано — с ошибками партийцев или это некие объективные факторы?

И.Б. Независимый «Левада центр» выдает рейтинг «Единой России» на уровне 48%. В межвыборный период это очень хороший показатель. Это на уровне рейтинга четырехгодичной давности. Причины «скачков» рейтинга разные. Например, где-то это может быть связано с социально-экономическим положением в регионе. Часто бывает плохо по объективным причинам, но население перекладывает это отношение на «ЕР». Бывает и так, что не те люди оказались в руководстве регионального отделения, занимаются своими проблемами, снобистски общаются с людьми, не помогают им. Тогда это сказывается на отношении к партии. Конечно, мы стараемся менять таких людей.

Н.Р. Игорь Вячеславович, какое-то время назад был резонанс по поводу низкой посещаемости пленарных заседаний Госдумы. Без депутатов в ход шли их карточки для голосования. Удалось ли исправить эту ситуацию?

И.Б. Еще говорили, что в карты играют… Какая глупость — ну кто там может играть в карты? Конечно, с посещаемостью вопрос тогда был взят на контроль. К сожалению, у нас многие вещи доводятся до абсурда. В принципе, во всех парламента мира в обсуждении того или иного вопроса участвуют люди, которые готовили законопроект и разбираются в теме профессионально. Все парламентарии собираются в зале только для голосования. Например, в Великобритании в паб выведена прямая трансляция и члены парламента, кто не участвует в обсуждении, попивают пиво или эль и голосуют. В Бундестаге «картинка» из зала выведена в каждый кабинет — в час голосования депутата оповещают и он спускается в зал пленарных заседаний.

Н.Р. А у нашей Госдумы нет планов по такой «модернизации»?

И.Б. Пока я думаю, что о таких планах говорить нет смысла. В том числе и благодаря СМИ, которые создали негативный образ депутатов и работы парламента… Кто бы, что ни говорил, но выборные органы априори более «здоровы» и действенны, чем какой-то другой орган власти. Пусть с проблемами и нюансами, но депутаты проходят «сито» народного отбора — за них голосуют, их выбирают, и большинство чувствует ответственность перед гражданами. Поэтому образ депутата, который едет с мигалкой и отдыхает в Куршавеле… Есть такие конечно же, но это жизнь.

Во власть приходит много людей с деньгами и состоянием. Но это только часть Госдумы, ведь крупный бизнес должен быть представлен в парламенте, чтобы отстаивать его интересы. Несмотря ни на что, среди них есть люди, которые толкают нашу экономику вперед. Опять-таки, парламент это «слепок» общества, представленный разными его слоями. И главное — неравнодушными.

Есть сейчас, конечно, небольшая часть — порядка 100 человек, которые понимают, что они не смогли себя проявить, не подпадают под новые критерии отбора кандидатов в депутаты, и уже не при каких условиях не попадут в следующий созыв. И они либо уже слагают с себя полномочия, либо просто не приходят на заседания Госдумы. Это есть и что там говорить — это человеческий фактор. Однако сейчас изменился регламент работы нижней палаты, и проблемы низкой посещаемости как таковой не существует.

Н.Р. В продолжение темы заседаний — недавно перед нижней палатой в закрытом для прессы режиме отчитался министр обороны Сердюков. О чем говорили?

И.Б. Доклад Анатолия Сердюкова был посвящен провалу гособоронзаказа.

Н.Р. Кто оказался виноват в этом?

И.Б. Начиная от НИОКРов, которые не дают результатов по новым разработкам, заканчивая руководителями некоторых предприятий. Они под мотивировкой отсутствия средств в 90-е годы, ничего не вкладывают в основные средства и модернизацию. Получая средства федерального бюджета, не улучшают качество образцов техники. Часто даже умудрялись направлять эти средства не на нужды ВПК, а перераспределяли в интересах крупных корпораций и холдингов в состав которых сейчас входят. Уже есть уголовные дела, в частности, по «Курганмашзаводу». Прошло 10 лет, а его техника не изменилась, да еще и качество упало. «Курганмашзавод» входит в объединение тракторных заводов, и они использовали подобные схемы, финансируя оборонный заказ по остаточному принципу.

Н.Р. Получается, что покупка Россией отдельных образцов зарубежной техники это насущная необходимость?

И.Б. Да, мы пошли на это. Понятно, что союзников и друзей за рубежом у нас нет. Конечно, мы должны ориентироваться на свой ВПК и исходить из того, что его продукция должна быть современной. Но по некоторым направлениям мы отстаем на десятилетия и разрыв этот надо компенсировать за счет закупки зарубежных образцов, технологий. А затем создать стимулы и условия для выпуска своей продукции. На том же «правительственном часе» Сердюков сказал, что удалось получить образцы современных радиостанций и обеспечить связь последнего поколения. Мы мечтали о втором-третьем, а получили пятое поколение.

Или взять те же беспилотные летальные аппараты. Мы начали покупать израильские, но, к сожалению, они могут работать только при плюсовой температуре — до ноля градусов. Поэтому в условиях российской зимы не могут применяться. Наши предприятия с нужными лицензиями и аккредитацией пока не могут составить им конкуренцию. Зато есть фирмы без лицензий, которые могут делать нужные беспилотники. Для таких предприятий нужно снимать административные барьеры и выделять им бюджеты. Не делать этого — преступно и глупо.

Н.Р. Как Вы думаете, армия и модернизация это совместимые понятия?

И.Б. Войны становятся все более высокотехнологичными. И в информационной сфере в частности. Почему американцы несли минимальные потери в ходе операции в Афганистане или Ираке? В плане вооружения и техники это сегодня самая совершенная армия в мире. За счет высокоточного оружия, совершеннейших средств разведки, они подавляли все возможности противника, не входя в непосредственный контакт с ним. Понятно, что потом наступает фаза партизанской и диверсионной войны и там уже без людских потерь не обойтись. При этом американцы уже проанализировали причины недавних неудач израильской армии и вносят в свою тактику и оснащение коррективы. Такой оперативности нам, конечно, очень сильно не хватает. Будем надеяться, что движемся в правильном направлении, хотя хочется, чтоб это было менее болезненно.

Н.Р. Это позволит определиться с тем, какой будет российская армия «нового образца», кто будет в ней служить — контрактники или призывники?

И.Б. Все-таки мы никогда не говорили, что полностью откажемся от призыва. Несмотря на то, что полностью изменились внешние геополитические условия, уже, наверное, не будет такой массовой войны, как Великая Отечественная, у нас есть «ядерная триада», локальные конфликты возможны. Как показали события в Южной Осетии, бывают ситуации, когда мы должны отстоять свои интересы, союзников, и граждан, в том числе за рубежом. Российские вооруженные силы должны быть способны вести одновременно два-три таких локальных конфликта. Однако имея такую территорию, мы не можем иметь лишь контрактную армию. Она будет не в состоянии выполнять обязанности по охране рубежей, кроме того, это будет слишком обременительно для бюджета.

Главным итогом работы комитета Госдумы по обороне в уходящей сессии я считаю принятие закона о новом денежном довольствии военнослужащих. Это позволит решить проблему с набором и службой контрактников, а командир взвода будет получать на уровне 50 тыс. рублей. Это серьезные деньги, серьезная зарплата и я скажу, что в той же Чехии или Венгрии офицеры получают примерно на таком уровне. Будет решена еще одна задача — по привлекательности контрактной службы, потому что это направление работы было провалено. На контрактные деньги приходили служить не те люди, что нужны армии. Это породило огромную текучку, были проблемы с алкоголем, наркотиками и дисциплиной. Сейчас появляется возможность сформировать контрактника нового образца. С более высокой мотивацей, более высоким образовательным уровнем, наконец, физически более крепкого. На зарплату в 30-35 тыс. рублей — сложить по контракту пойдут многие молодые ребята. Особенно из маленьких городков и сельской местности.

Это, я считаю, главное достижение, и убедить Минфин пойти на это, было, конечно, очень тяжело. Удалось этого только тогда, когда премьера (премьер-министра Владимира Путина, прим. НР) убедили, что без этого сформировать боеспособные и мотивированные вооруженные силы будет невозможно. Сначала Владимир Владимирович, а потом президент поддержали эту идею. И даже после этого все шло тяжело через правительство, Минфин и Алексея Леонидовича Кудрина в частности. Но мы довели закон «до ума», и с 1 января будущего года, я надеюсь, наши вооруженные силы будут комплектоваться более качественными людьми.

Н.Р. Как зампред комитета Госдумы по обороне скажите, не обостряется ли внутри страны и за ее пределами обстановка в предвыборный период? Может быть, осложняются дипломатические отношения, когда все гадают, а кто будет новым главой государства?

И.Б. Конечно такие влияния есть. И здесь есть прямая зависимость. Мы видим, как через зарубежные фонды в течение последнего года в Россию идут приличные деньги. На них финансируются многие акции протеста и ситуация просто «раскачивается». Я не говорю, что все акции такие. Конечно, есть и такие, которые просто не могут не состояться. Например, в муниципалитете или на предприятии ситуация стала взрывоопасной, не платят зарплату или мэр себя дискредитировал. Есть такое, и тогда люди стихийно выходят на улицу.

Н.Р. А с какими проблемами к Вам обращается население?

И.Б. Как правило, это какие-то житейские проблемы. На днях офицер-ветеран обращался за помощью в решении жилищного вопроса, с кем-то несправедливо обошлись в горадминистрации. Многие обращаются по несправедливым действиям со стороны правоохранительных органов, проблемам ЖКХ.

Н.Р. И как органы власти реагируют на вмешательство в ситуацию депутата Госдумы?

И.Б. По-разному. С большинством глав мы выстроили конструктивные отношения. Бывает, что где-то я вынужден давить и просить, решать проблемы. С другой стороны, главы тоже заинтересованы в моих возможностях, как депутата и одного из руководителей партии. Поэтому это «улица с двухсторонним движением». (Улыбается). Решая проблемы граждан, они, в свою очередь, могут рассчитывать на мою поддержку в реализации муниципальных проектов — попадания в областные или федеральные программы.

Н.Р. Почему вообще депутатам Госдумы приходится в «ручном режиме» решать проблемы, находящиеся в компетенции муниципалитетов?

И.Б. К сожалению, иногда среди чиновников есть «каста» людей, которым не место в органах власти. Это «чинуши», которые не видят в человеке человека и не намерены решать их проблемы. Это деградация человеческих отношений и подобное происходит, к сожалению, и в городских администрациях.

Н.Р. Как думаете, удастся переломить такой настрой в стране и обществе?

И.Б. Премьер-министр Столыпин говорил: «Дайте мне двадцать лет, и вы Россию не узнаете». Так вот — нам очень нужны эти двадцать лет. К сожалению, не бывает у нас резкой смены курса без крови, потрясений, без сжигания чучел предыдущих руководителей. Пройдя декабрьские и мартовские выборы, нам нужно будет на многие вещи смотреть по-другому и проблемы решать тоже по-другому.