Владимир Кара-Мурза — о Валентине Матвиенко

В «Гранях времени»: политики Игорь Риммер и Виктор Тюлькин и политологи Борис Вишневский и Борис Макаренко.

В понедельник, 27 июня, председатель Высшего совета «Единой России», спикер Госдумы Борис Грызлов заявил журналистам, что партия готова провести губернатора Петербурга Валентину Матвиенко в сенаторы и на пост спикера СФ. В частности он сказал: «Учитывая, что есть закон о формировании Совета Федерации, Валентина Матвиенко не может просто так сегодня стать сенатором, она должна пройти процедуры попадания в муниципальные органы власти или в законодательное собрание субъекта РФ, и после этого, получив мандат, получить право баллотироваться в сенаторы… Если такая необходимость возникнет, то эти процедуры могут быть решены партией «Единая Россия», потому что у нас большинство, и в органах местного самоуправления, и в законодательных собраниях субъектов РФ, кому, как не нам, это решение проводить в жизнь, мы его сможем провести».

Владимир Кара-Мурза: Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко во вторник встретится с президентом России Дмитрием Медведевым в Москве, чтобы обсудить вопрос о своем переходе в Совет Федерации. Об этом она заявила на встрече с почетными гражданами Петербурга. Почетный гражданин, глава Водоканала Феликс Кармазинов заявил о намерении почетных граждан просить федеральное правительство оставить Валентину Матвиенко в Петербурге. Матвиенко уверена, что за два срока многое сделала для Петербурга. «Если в 2003 году бюджет города составлял 73 миллиарда рублей, то сейчас 400. У меня совесть чиста, мы пахали на полную», — оценила она свою работу во время сегодняшней встречи с почетными гражданами северной столицы. Валентина Матвиенко также отметила, что вечных губернаторов не бывает. Напомним, на прошлой неделе глава Башкирии Рустэм Хамитов предложил назначить Валентину Матвиенко на пост председателя Совета Федерации. Глава государства поддержал это предложение. О том, достойна ли Валентина Матвиенко стать третьим лицом в иерархии власти, мы сегодня беседуем с Борисом Вишневским, политологом, публицистом, общественным деятелем, Борисом Макаренко, первым заместителем гендиректора Центра политических технологий и Игорем Риммером, депутатом заксобрания Санкт-Петербурга от фракции «Единая Россия». Насколько реальным, по-вашему, выглядит приход Валентины Матвиенко на пост спикера Сената при условии строгого соблюдения необходимых формальностей?

Борис Макаренко: Реально. Помните, Козьма Прутков, великий русский политолог, сказал: «Не для какой-нибудь Анюты из пушки делают салюты». Раз президент сказал одобрительно на реплику, хорошо заготовленный экспромт татарстанского главы, он, по-моему, уже не президент, значит, наверное, вполне реально можно. Дальше какая-то фантасмагория начинается. Почтенные граждане бьют челом государю, чтобы не забирал Матвиенко с Петербурга. Можно подумать, что у нас на пост председателя Совета федерации в кандалах и без погон выставляют, что это насильно. Выражение недоверия госпоже Матвиенко и увольнение ее с поста губернатора по этим основаниям, видимо, об этом тоже речи не идет, потому что президент назвал ее высокоэффективным губернатором, которую по недоверию уволить нельзя. Для того, чтобы стать председателем Совета федерации, сначала надо стать членом Совета федерации. И вот уже два муниципалитета Петербурга, не считая муниципалитетов в других субъектах федерации, хотят устроить досрочные выборы, сложить полномочия. Я себе представляю избирательную кампанию такую, если госпожа Матвиенко на такую кампанию пойдет: я избираюсь в ваш местечковый совет для того, чтобы стать третьим лицом в государстве. Все это уже, по-моему, напоминает какой-то театр абсурда. Вообще это может состояться, потому что в России только такие политические комбинации и проходят.

Владимир Кара-Мурза: Чем запомнится петербуржцам, вашим землякам два срока губернаторства Валентины Ивановны?

Борис Вишневский: Я думаю, что ничем хорошим не запомнится. Было процитировано, что когда Валентина Ивановна пришла, бюджет был 73 миллиарда, сейчас он более 400. Давайте сравним, сколько тогда стоила нефть и сколько сейчас. У нас такая есть общая логика бюджетного процесса, что при любом из губернаторов, что при Яковлеве, что при Матвиенко, в среднем каждые три года бюджет в два раза больше становится. Никакой их личной заслуги в этом нет. Это общий рост доходов, общий рост экономики в основном последние годы обеспечивается именно тем, что поступает от нефти.
Чем запомнится Валентина Ивановна? Валентина Ивановна запомнится уплотнительной застройкой, Валентина Ивановна запомнится уничтожением скверов и садов, Валентина Ивановна запомнится сносом гаражей. Валентина Ивановна запомнится попытками построить «Охта-Центр» и в этом ее остановить удалось только массовым общественным сопротивлением. Не надо нам доказывать, что это сделать Дмитрий Анатольевич высочайше распорядился. Не было бы сопротивления, так он не распорядился бы. Собственно, он никаких решений не принимал на этот счет, он на все это смотрел в позе такого стороннего наблюдателя и изображал из себя юного натуралиста, который смотрит на муравейник. И конечно, Валентина Ивановна нам запомнится тем, что обыкновенные снегопады превратились в неразрешимую проблему, тем, что у нас городе можно было снимать фильмы о блокаде города Ленинграда. Вот это основное, чем она запомнится.
Она запомнится тем, что при ней власть окончательно перестала с нами, горожанами, считаться. Какое выражение стало любимым для чиновников города Петербурга: как мы решили, так и будет. В свое время мне Валентина Ивановна лично говорила в интервью, жутко этим гордясь, что я не будут принимать решение ни под хлопанье рук, ни под топот ног, не пойду у поводу у населения. Еще она рассказывала, что какие-то непонятные активисты перемещаются по городу и возбуждают это самое население, чтобы оно протестовало против того, что у него вместо очередного сквера устраивают автостоянку или желают строить новый дом. Я ей пытался объяснить, что если у человека во дворе начинается уплотниловка, его никакие провокаторы со стороны не возбудят, он возбудится немедленно сам, потому что покушаются на его привычную среду обитания.
Последнее, чем запомнится, конечно же, Валентина Ивановна — это разрушением исторического центра города. Во время войны и блокады таких разрушений центр не понес, как при ней, когда каждый квадратный метр превратился в золотой для наших застройщиков. У нас идет массовый процесс, когда исторические здания сносятся, когда вместо них возводится позорный новодел, когда исторические здания признаются якобы аварийными, хотя на самом деле аварийными не являются, и тем самым у нас расчищается место для застройщиков. Вот чем запомнится наш эффективный губернатор Валентина Ивановна. Я в отличие от Дмитрия Анатольевича ее таким успешным не считаю. И конечно, это не повышение, а такая неплохо завуалированная отставка.

Владимир Кара-Мурза: Каковы деловые качества, проявленные Валентиной Ивановной, которые, очевидно, позволяют ей занять место спикера Сената?

Игорь Риммер: Наверное, с Борисом Вишневским, которого я хорошо знаю и с которым у меня хорошие дружеские отношения, мы сыграем сейчас в плохого и хорошего следователя. Я не согласен с Борей, хотя некоторые вещи он говорит явные. Действительно сегодня зачастую власть демонстрировала административный ресурс максимально, и уплотнительная застройка касалась не только Санкт-Петербурга, но и Москвы. Все-таки в основном нельзя говорить о человеке с очень сильным чувством воли, это очень сильный администратор, потому что может быть Валентина Ивановна решит и не уйдет. Насколько я слышал, она принятие решения оставила за собой. Она действительно была очень сильным руководителем. Я ее знаю, наверное, больше 30 лет, боюсь сейчас посчитать, потому что я в том районе, в котором она была секретарем райкома партии, я был заместителем директора завода, и поскольку я был секретарем парторганизации на заводе, хотя не замыкался на нее, я ее видел. Она и тогда была сильным руководителем, она приезжала утром, снимала в райкоме туфельки, одевала сапоги резиновые и ехала в район.
Я в городе ходил со времен Романова Григория Васильевича в Смольный, я знаю многих руководителей, у меня хорошие отношения были с Собчаком и с Яковлевым Владимиром Анатольевичем. И я в отличие от некоторых никогда не ругал ушедших, я не стеснялся, когда Собчака сжирали, прокуратурой пугали, следственным комитетом, я как дружил с ним, так и дружил. С Владимиром Анатольевичем у меня были хорошие отношения, я не стеснялся это сказать и тогда, когда он ушел.
Валентина Ивановна очень сильный руководитель. Правда, тут есть и плюсы, и минусы. Потому что действительно сильный руководитель обладает такими качествами, что он зачастую авторитарен в принятии решений. И действительно зачастую сильный руководитель проигрывает, потому что он не всегда прислушивается к мнению своих подчиненных, а подчиненные зачастую боятся его высказать. Это не только ей это свойственно, это Владимиру Владимировичу свойственно. Потому что, я думаю, его сила и мощь, этого никто не скрывает, она зачастую не позволяет высказать иную точку зрения. Поэтому, конечно, в городе, так же как и в стране, происходили те процессы, которые, наверное, при сильном развитом гражданском обществе не должны происходить, власть должна советоваться, она должна прислушиваться к общественному мнению, когда оно сформировано, и формулируются какие-то протестные вещи. Наверное, не все так гладко в городе, как мы себе представляли, как говорили, наверное, есть вещи, которые подлежат критике. Но отрицать сильный административный ресурс, который был у этой женщины, нельзя. Причем он играл зачастую в пользу города, когда нужно было получать квартиры для блокадников, для военных, для ветеранов. Валентина Ивановна все-таки добилась, и город получил 70% всего жилья по этой программе президента.
Поэтому недостатки в работе правительства Санкт-Петербурга были, и я думаю, никто и не пытался сказать, что их не было, все было гладко. Были действительно две трудные зимы, одну из них мы с трудом справились, получив технику для основных магистралей и совершенно оказались не готовы справиться со снежными заносами наших дворов и мелких проездов. Поэтому, я думаю, ни в коем случае нельзя говорить, что все прекрасно, все хорошо и все, что делала Валентина Ивановна, было правильно. Есть вещи, о которых можно спорить и за которые можно критиковать губернатора. Но я думаю, в последние годы у города был очень сильный и мощный руководитель с ее недостатками, с какими-то просчетами в руководстве города, но это общая сегодня система выстраивания вертикали власти, которая зачастую идет во вред при общении с жителями города, страны, поселка и прочее.

Владимир Кара-Мурза: Давайте послушаем, что именно сказала Валентина Матвиенко о планах своих дальнейших действий.

Валентина Матвиенко: Я буду встречаться с Дмитрием Анатольевичем, и я буду с ним советоваться. Не хочется, чтобы Петербург терял это место в государственной иерархии, все-таки это важно. Что единственное утешает, если решение такое будет приниматься, что я на том месте смогу быть очень полезна городу.