Провал саммита по Карабаху – провал для Медведева

Саммит Азербайджана и Армении в Казани, прошедший под патронажем Дмитрия Медведева, закончился без подписания основополагающих принципов урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Этот документ, который Минская группа ОБСЕ (Россия, США и Франция) активно готовила с 2007 года, должен был стать «дорожной картой» для решения одного из самых застарелых конфликтов на постсоветском пространстве.

Как пишет сегодня газета «Коммерсант», накануне саммита посредники оказали на Баку и Ереван колоссальное давление, чтобы заставить их подписать документ. За день до встречи в Казани президент Франции Никола Саркози написал письмо, в котором призвал лидеров Азербайджана и Армении «продемонстрировать мужество и мудрость, сделав решающий выбор в пользу мира». А Барак Обама позвонил Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну, чтобы лично убедить их подписать соглашение.

Однако подписать «дорожную карту» в Казани не получилось. Вместо этого участники встречи, длившейся более часа, отделались кратким заявлением. В нем президенты Азербайджана и Армении поблагодарили сопредседателей Минской группы и «высоко оценили личные усилия президента РФ», пишет «Ъ».

По сути же переговоров участники саммита заявили лишь, что «констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых способствует созданию условий для одобрения основных принципов». По словам источника «Ъ», близкого к переговорам, эта формулировка означает, что стороны просто-напросто «в очередной раз зафиксировали остающиеся спорными вопросы».

Противоречия между сторонами вылезли на публику сразу после завершения саммита. В субботу глава армянского МИДа Эдвард Налбандян заявил, что встреча президентов в Казани не стала переломной из-за неконструктивной позиции Баку. «Азербайджан оказался не готов принять последний представленный вариант основных принципов карабахского урегулирования, – заявил он. – Баку представил около десятка изменений, что и стало причиной отсутствия перелома».

Ответ из Баку последовал незамедлительно. «К сожалению, армянская сторона в очередной раз попросила слишком много уступок. Казанская встреча показала, что Армения искажает суть семилетнего переговорного процесса», – заявил в тот же день глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. А вчера президент страны Ильхам Алиев, выступая перед началом военного парада, приуроченного ко Дню вооруженных сил страны, объявил: «Я полностью уверен, что любым путем наша территориальная целостность будет восстановлена. Для этого мы должны быть еще сильней. Оккупация Арменией 20% азербайджанской территории является временным явлением».

И хотя Баку и Ереван говорят, что готовы продолжать переговоры, судьба их диалога после провала казанского саммита остается под вопросом. По словам источника «Ъ», на встрече в Казани неожиданно вскрылись разногласия, которые посредники уже давно считали решенными.

«Там есть вопросы как технического характера, так и существенные – вроде определения будущего статуса Нагорного Карабаха, – пояснил собеседник газеты «Коммерсант». – Но проблема даже не в самих разногласиях, а в том, что стороны по нескольку раз меняли свои позиции. А так нельзя».

Провал казанской встречи может иметь прямые последствия и для миротворческой инициативы Дмитрия Медведева, который активно занимается примирением Азербайджана и Армении с осени 2008 года и уже организовал за это время девять трехсторонних встреч на территории России. По словам высокопоставленного источника «Ъ» в Кремле, Медведев настолько разочарован встречей в Казани, что готов прекратить свои посреднические усилия на карабахском направлении.

«Если в ближайшее время Азербайджан и Армения не проявят готовности решать накопившиеся проблемы, мы будем считать, что эта посредническая миссия завершена», – предупредил собеседник «Ъ». Более того, по его словам, Медведев фактически выдвинул участникам конфликта ультиматум: следующий трехсторонний саммит возможен лишь в том случае, если на нем будет подписан подготовленный план по Карабаху. «Встреча состоится теперь только тогда, когда обе стороны твердо заявят о готовности подписать принципы урегулирования», – категоричен собеседник «Коммерсанта».

Между тем, «Независимая газета» сегодня пишет о том, что о наличии серьезных противоречий между Баку и Ереваном свидетельствовала тональность заявлений, которые сделали лидеры конфликтующих сторон в интервью телеканалу Euronews накануне встречи в Казани. В частности, президент Азербайджана заявил, что «Баку не намерен предлагать что-либо в обмен на вывод армянских войск с прилегающих к Нагорному Карабаху территорий». В свою очередь, Серж Саргсян привел ряд требований, которые не могут в принципе быть приняты Азербайджаном. Заявления президентов фактически стали предвестниками провала казанской встречи.

Строжайшая конфиденциальность переговоров президентов породили неоднозначные экспертные оценки итогов Казанского саммита, отмечает далее «НГ». К примеру, хорошо осведомленный в нюансах переговорного процесса дипломат Вафа Гулузаде виновными в затягивании решения проблемы считает посредников, которые не требуют от Еревана вывести свои войска с оккупированных азербайджанских территорий.

«Армения же, видя такую молчаливую поддержку, все больше ужесточает свою позицию», – сказал Гулузаде. При этом он обратил внимание на то, что Москва намеревается часть вооружений с российской базы в Гюмри передать Армении, второй сопредседатель – США – продолжает финансировать эту республику, а третий – Франция – уже называет Армению своей сестрой. Все это, несомненно, внушает Армении уверенность. На вопрос, а возможна ли после этого война, Гулузаде отметил: «Мы не можем противостоять мировым державам. Поэтому нам надо ждать удобного геополитического расклада, а это обязательно произойдет, и параллельно продолжать вооружаться».

Впрочем, в Армении особых ожиданий от казанской встречи не было. Больше всех, наверное, расстроились критики президента Сержа Саргсяна и проводимой им политики. Еще до встречи они авансом атаковали главу Армении и его команду за готовность пойти на недопустимые уступки. В какой-то степени пищу для подобной критики дала речь Саргсяна в Страсбурге на очередной сессии ПАСЕ 21 июня, где он выступил в роли этакого миротворца, готового конструктивно решать все противоречия – как внутри-, так и внешнеполитические.

Однако беспрецедентно расплывчатые (даже для традиционно малопродуктивных переговоров по карабахскому урегулированию) формулировки лишили критиков почвы для эскалации атак на внешнеполитический курс нынешних властей. Разве что оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК), возглавляемый первым президентом РА Левоном Тер-Петросяном, попытался высказать недовольство итогами казанской встречи, пишет «Независимая газета».

Похоже, что, как и прежде, для Баку и Еревана важно было не столько добиться прорыва в Казани, сколько создать площадку для обвинения партнеров в неконструктивности. «Все это напоминает качели. На каждой подобной встрече одна из сторон в большей степени согласна с очередным обновленным текстом, предлагаемым посредниками, соответственно другая возражает. Посредники вновь садятся за редактуру с учетом высказанных недовольств, и на следующий раз текст удостаивается возражений уже с другой стороны. Исходя из реакций, можно предположить, что в Казани в качестве невольного участника выступал Азербайджан, и у Армении больше оснований обвинять партнера в неготовности к компромиссам. Будет ли когда-либо достигнут баланс, неизвестно, но в ближайшей перспективе этого ожидать трудно», – сказал «НГ» председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян.