Саммит в Казани: результата нет

Стороны лишь констатировали прогресс на пути к избранной цели

В Казани прошла трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России — Ильхама Алиева, Сержа Саркисяна и Дмитрия Медведева.

Саммит РФ, Азербайджана и Армении состоялся, но без достижения договоренностей об основных принципах урегулирования. Но стороны констатировали прогресс на пути к избранной цели. Об этом сказано в совместном заявлении по итогам встречи в Казани.

Как сообщило 1news.az со ссылкой на РИА Новости, «главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых способствует созданию условий для одобрения основных принципов». В документе сказано, что участники встречи рассмотрели ход работы, проводимой в целях согласования проекта основных принципов.

Президенты Азербайджана и Армении выразили признательность лидерам России, США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, «за их постоянное внимание к проблеме нагорно-карабахского урегулирования». Они высоко оценили личные усилия президента РФ по содействию достижению договоренностей, сказано в совместном заявлении.

Казанский саммит стал девятой трехсторонней встречей на высшем уровне с 2008 года и второй — в текущем году.

Интересно, что глава российского государства Д.Медведев, когда делегации рассаживались за круглым столом, сказал: «Чтобы достичь результата, нужно находиться ближе друг к другу».

Между тем еще до встречи страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху — Россия, США и Франция — выразили надежду, что на встрече Дмитрия Медведева, Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева будут приняты так называемые основные принципы урегулирования карабахского конфликта.

До встречи высказывались надежды, что она станет рубежной точкой в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Больше всего на это надеялись сопредседатели Минской группы ОБСЕ. «Несмотря на то, что достижение соглашения по базовым принципам еще не означает заключения мирного соглашения, однако оно станет краеугольным камнем в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта», — сказал представитель США в МГ ОБСЕ Роберт Брадтке.

Американский дипломат отметил, что соглашение по базовым принципам представляет из себя 5-страничный документ, содержащий принципы ведения переговоров для достижения мирного разрешения вопроса. Р. Брадтке подчеркивал, что международное сообщество ожидает проявления политической воли со стороны Армении и Азербайджана для достижения положительных результатов на встрече в Казани.

Такого же мнения придерживались и коллеги американского дипломата — француз Бернар Фасье и российский представитель Игорь Попов.

Впрочем, несмотря на наличие оптимистичного фона и настроенность глав стран-сопредседателей сдвинуть процесс политического разблокирования с мертвой точки, армянские политические организации дружно стали выказывать сомнения относительно итогов встречи в Казани.

Армянский национальный конгресс (АНК) по встрече в Казани и вообще по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта стал громогласно обусловливать примиренческий процесс двумя основополагающими мотивами. Координатор центрального офиса АНК Левон Зурабян высказался в том духе, что его организация сможет определиться со своей позицией лишь после ознакомления с текстом рамочного соглашения или же того документа, который будет подписан во время трехсторонней встречи. «В конгрессе есть десятки политических деятелей, которые в совершенстве владеют дипломатической техникой и понимают, что каждое слово, каждое выражение и запятая могут иметь определяющее значение для оценки документа», — сказал координатор.

Он также добавил, что в отличие от других сил, которые склонны делать поспешные выводы, АНК никогда не давал заключений, предварительно не ознакомившись с документом.

«Вторым важным фактором, который обусловит нашу позицию, станет реакция народа и властей Нагорного Карабаха», — добавил координатор. Если народ «Нагорно-Карабахской Республики (НКР)» примет какой-либо вариант урегулирования, то мы будем содействовать реализации этого решения», — сказал представитель конгресса.

Говоря о выступлении президента Армении 22 июня на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Зурабян отметил, что «были допущены две серьезные ошибки». Первой, по утверждению оппозиционера, стала мотивация о том, что Армения не признавала независимость НКР, исходя из уважения к принципу целостности Азербайджана. «Я считаю это утверждение позорным, и хотелось бы верить, что это лишь оговорка», — сказал Л. Зурабян.

Как он подчеркнул, в ином случае это означало бы, что позиция президента Армении идентична позиции президента Азербайджана, «который не признает независимость НКР, так как для него более важна территориальная целостность своей страны».

Он также сказал, что если глава государства оговорился по ошибке, то ее необходимо каким-то образом и в срочном порядке исправлять.

По утверждению координатора центрального офиса АНК, «вторым постыдным утверждением» является то, что Серж Саркисян «фактически сказал — если будет война, то у Азербайджана будет преимущество по отношению к Армении». Иными словами, Азербайджан подготовился к войне, а Армения — нет. По его мнению, высшее должностное лицо государства и верховный главнокомандующий не имел права делать подобного заявления. «Если есть угроза войны, то почему народ не готовится к ней? — заключил Зурабян (ИА Regnum).

К сожалению, не один координатор АНК сформулировал свое отношение к встрече в татарстанской столице, из чего можно было прийти к выводу, что пессимизм армянских политических сил был стимулирован из единого центра с тем, чтобы наработать гандикап перед решающим переговорным раундом.

Но накануне дня встречи лидеры конфликтующих государств дали интервью телекомпании Euronews, где изложили свои взгляды на действующее положение вещей и на перспективу урегулирования на основе Мадридских принципов. В интервью армянского президента и прозвучали нотки неуверенности, в которых явно прослеживалась мотивация, озвученная ранее всевозможными оппозиционерами и наблюдателями из армянской колонны. Так или иначе, встреча была на носу, и рассчитывать на кардинальное изменение позиции главы армянского государства не пришлось.

Наравне с этим стало известно о том, что в Армении проходили чрезвычайные сходы политических партий и объединений, которые выстраивали линию дальнейших действий на случай, если в Казани произойдет неожиданный поворот в сторону ослабления армянских позиций. Это тот самый случай, когда противник предпринимает действия психологического характера, чтобы произвести эффект острастки. Поступили сообщения даже о забастовках и голодовках молодежных организаций и прочих сил, название которых впервые высветились на мониторах компьютеров.

Все это подтверждает, что не только психологический, но и моральный перевес перед встречей президентов был на стороне Азербайджана, который ясно высказал свою позицию по базовым принципам. Долгое молчание Еревана, последовавшие за ним неожиданные телодвижения отдельных политических сил и групп только подтвердили рациональность ранее высказанных заявлений о том, что статус-кво в зоне конфликта обязательно должен быть изменен.