Будет ли эффект от переаттестации руководства МВД

Реформа МВД и переаттестация руководства министерства обернулись отставкой или понижением в должности трех заместителей министра и нескольких начальников региональных управлений. «РР» изучил биографии и репутацию отставников и их преемников, чтобы понять, выполняет ли переаттестация свою функцию, можно ли сказать, что плохих милиционеров меняют на хороших полицейских.

Михаил Суходольский. Любитель пострелять

Прежняя должность первый заместитель министра внутренних дел

Новая должность начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Суходольский начинал карьеру в Вооруженных силах и, несмотря на двадцатилетнюю службу в милиции, своим в ней так и не стал.

— Постоянно ездил на военные учения, любил пострелять из оружия, считал, что каждый полицейский должен уметь ходить строем и владеть дзюдо, — не без раздражения вспоминает наш собеседник в руководстве МВД. Стремительную карьеру Суходольского в МВД связывают с женитьбой на племяннице Александра Волошина.

Коллеги отзываются о Суходольском не слишком лестно.

— Его конек — пиарить всякие штучки, вроде того чтобы заявить о принятии на вооружение того-то и того-то, а потом отправить это в пустоту, — говорит бывший сотрудник милиции, неплохо знакомый с работой Суходольского.

По слухам, двумя его любимыми темами были ОМОН, которому он постоянно выделял дополнительное финансирование, и Олимпиада в Сочи, где он регулярно устраивал командно-штабные учения. При этом стиль его руководства наш собеседник охарактеризовал так:

— Если в ваш журнал придет журналист с улицы, а через год станет начальником какого-нибудь отдела, перестроит его в своих интересах, затем полезет вверх, все перестраивая, сокращая, оптимизируя, вы, наверное, не обрадуетесь.

— Сочувствую петербуржцам, поздравляю остальную Россию, — резюмировали на интернет-форуме работников МВД.

Евгений Школов. Сослуживец Путина

Прежняя должность заместитель министра внутренних дел, куратор криминальной милиции

Новая должность нет

Старый сослуживец Владимира Путина (вместе работали еще в советской резидентуре в ГДР), Евгений Школов был назначен замминистра внутренних дел на исходе 2007 года.

Несмотря на чекистское прошлое, ему удалось довольно быстро завоевать доверие многих новых коллег.

— Евгений Михайлович был одним из немногих действительно грамотных, вникающих и интеллигентных руководителей в системе МВД, — признался «РР» высокопоставленный сотрудник министерства.

Несмотря на давнее знакомство с Путиным, в МВД Школов считался человеком, равно близким обоим членам правящего тандема, поскольку в течение нескольких лет он был личным помощником Дмитрия Медведева, возглавлявшего тогда президентскую администрацию. Отставка Школова вызвана, по всей видимости, его активным неприятием реформы МВД.

Владислав Пиотровский. Самый богатый полицейский

Прежняя должность начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Новая должность нет

Владислав Пиотровский руководил петербургской милицией с ноября 2006 года и оставил о себе неоднозначное впечатление. Один из участников профессионального интернет-форума работников МВД ставит ему в заслугу, что, «по серьезным делам нередко приглашает к себе не только руководителей подразделений, но и оперов, непосредственно работающих по делу, и мнение их выслушивает». А его коллега утверждает, что Пиотровский «глух, слеп и нем в решении конкретных вопросов, поэтому из руководителей к нему уже давно никто не ходит и вопросы решают через его замов». При этом оба отмечают его «барские замашки».

Деятельность Пиотровского на посту главы регионального управления МВД ознаменовалась сразу несколькими громкими скандалами. В прошлом году много шуму наделала история «жемчужного прапорщика», которого, по слухам, Пиотровский попытался прикрыть.

А внутри системы МВД еще больший резонанс имела публикация налоговой декларации Пиотровского за 2009 год. Оказалось, что годовой доход начальника питерской милиции составил около 24 млн рублей. Сам Пиотровский уверял, что деньги получены в наследство и от продажи квартиры родителей, однако, по нашим сведениям, Москву это объяснение, мягко говоря, не устроило.

Учитывая все это, не приходится удивляться, что Пиотровский не прошел переаттестацию.

Александр Горовой. Постовой на перекрестке

Прежняя должность начальник ГУВД Ставропольского края

Новая должность первый заместитель министра внутренних дел

Человек, близкий полпреду президента в СКФО Александру Хлопонину. Долгие годы работал в Красноярском крае, с 2005 года руководил краевым ГУВД, вслед за Хлопониным отправился на Северный Кавказ.

Коллеги отзываются о Горовом с уважением. По словам нашего собеседника в руководстве МВД, он одним из первых ввел в своем крае практику наказания милиционеров, нарушающих ПДД. Правда, несколько удивляла его искренняя уверенность в том, что «лучшая профилактика преступности — это поставить на каждом перекрестке по два постовых».

Игорь Алешин. Борец с башкирскими националистами

Прежняя должность министр внутренних дел Башкирии

Новая должность заместитель министра внутренних дел, куратор криминальной полиции

Считается добрым знакомым главного идеолога полицейской реформы замминистра Александра Смирного, так что его назначение можно считать кадровой победой последнего, тем более что Алешин сменил главного противника реформы Евгения Школова.

«Опер по жизни» — так характеризует его один из бывших сослуживцев. Отмечают его хорошее чувство юмора и любовь к работе по выходным.

Свой профессионализм Алешин доказал в Карелии после событий в Кондопоге, а потом в Башкирии, где он занимался, в частности, борьбой с местными националистами.

Валерий Кожокарь. Однокурсник Медведева

Прежняя должность начальник Главного управления МВД России по ЦФО

Новая должность заместитель министра внутренних дел, начальник СК МВД

О Валерии Кожокаре известно немного. Среди этого немногого — то, что он учился на одном курсе с Дмитрием Медведевым, но близкими друзьями они никогда не были. И тем не менее решение о назначении Кожокаря может свидетельствовать о том, что президент не намерен отдавать все следствие на откуп главе СКР Александру Бастрыкину, который считается человеком Владимира Путина. И заменил Кожокарь на этой должности еще одного «путинского» человека — бывшего однокурсника премьер-министра Алексея Аничина.

Рассматривая перестановки в руководстве МВД, можно обнаружить несколько важных тенденций.

Во-первых, министерство — под прикрытием переаттестации или без него — старается избавиться от людей с неоднозначной репутацией. Это касается как региональных руководителей, так и центрального аппарата МВД. Причем речь идет о репутации как среди населения, так и внутри самой милицейской корпорации.

Во-вторых, в отставку отправляют тех, кто известен критическим отношением к реформе МВД, здесь не помогает даже хорошая репутация, как в случае с Евгением Школовым.

И в-третьих, место ушедших чаще всего занимают люди, лояльные Дмитрию Медведеву либо близкие тем, кто лоялен Медведеву.

Отдельный вопрос — почему до сих пор сохраняет свою должность глава МВД Рашид Нургалиев. По информации «РР», еще в конце прошлого года президент в довольно резкой форме высказывал руководству МВД во главе с министром свое недовольство ходом реформы. Но, судя по всему, уход Нургалиева сейчас невозможен в силу неких договоренностей в тандеме. В этой ситуации Дмитрий Медведев стремится поставить министра под свой контроль, окружив его новыми людьми, лояльными ему и его реформе.