НАТО сожалеет, но операцию в Ливии доведёт до конца

Командование НАТО признало три инцидента, в результате которых от натовских ударов могли погибнуть мирные жители в Ливии, а также потерю в минувший вторник утром беспилотного вертолета.

Авиация НАТО с начала операции совершила более 4000 самолето-вылетов для нанесения ударов, высокоточными боеприпасами поразила около 2100 военных целей при минимальном риске для гражданского населения. Только одна ракета за три месяца отклонилась от цели, заявила на брифинге официальный представитель НАТО Оана Лунгеску. «Мы не можем сказать, что этот риск равен нулю, потому что такое невозможно в подобной военной операции. Но натовские военные действуют с предельной осторожностью, не охотятся на конкретных людей, не бьют преднамеренно по мирным жителям, в отличие от сил Каддафи, которые неизбирательно обстреливают жилые районы», — подчеркнула она.

Лунгеску отметила, что миссия НАТО полностью соответствует резолюции 1973 Совбеза ООН. Альянс будет продолжать операцию, потому что «ее прекращение поставило бы под угрозу несравнимо больше жизней».

Она признала, что в некоторых странах НАТО идут «внутренние дискуссии» по поводу целесообразности операции, но до сих пор все правительства подтверждают готовность довести эту миссию до конца.

Представитель военного командования Майк Браккен, в свою очередь, дал разъяснения по всем трем «совершенно независимым друг от друга» инцидентам, а также по потере беспилотного вертолета.

Первый инцидент произошел 17 июня. НАТО подтверждает, что в районе Бреги авиация нанесла удар по колонне военных машин в секторе, где обычно действовали войска Каддафи. «В сложной и изменчивой боевой обстановке эти машины были расценены как угроза для гражданского населения, и по ним был нанесен удар», — сказал Браккен. Но это оказался патруль сил оппозиции, признал он.

Второй инцидент имел место 19 июня утром. Речь идет о неисправности боеприпаса. Командование определило целью военный объект в Триполи. Это была пусковая установка ракет СА-2 на ремонтной площадке. По ней был нанесен удар. Но при проверке выяснилось, что боеприпас не попал в цель. По сообщениям с места события, погибло несколько человек.

«Мы не можем потвердить, что отклонившийся от цели боеприпас попал именно в то место, что показано в СМИ. Но очень вероятно, что он мог туда попасть, и вероятно, что причиной была техническая неполадка. НАТО сожалеет в связи с гибелью невинных людей», — заявил Браккен.

Третий инцидент произошел 20 июня западнее Триполи. Рано утром натовская авиация выпустила боеприпас точного наведения по «очень важному узлу командования и контроля» близ Зувары. Этот объект, по словам Браккена, непосредственно участвовал в координации систематических атак против ливийского населения. Он был идентифицирован в результате анализа данных разведки и наблюдения за длительный период.

«НАТО знает о сообщениях, что там были гражданские жертвы. Это мы не можем проверить по независимым источникам. Но это была законная военная цель. Мы долго наблюдали за ней, прежде чем принять решение о бомбардировке боеприпасом точного наведения, который минимизирует риск побочных потерь», — сказал представитель командования. Он показал слайды этого места, снятые с воздуха. На них видны мечеть и школа, а рядом — башня с антеннами и здание с 17 спутниковыми тарелками на крыше. Некоторые — до трех метров в диаметре. Другой слайд показывает то же место после удара. Здание с тарелками исчезло, а на мечети и школе нет видимых повреждений.

Наконец, Браккен сообщил, что 21 июня около 7.20 по Гринвичу потеряна связь с беспилотным вертолетом-разведчиком. Он наблюдал за передвижениями войск Каддафи. «Мы выясняем причины инцидента. Но подтверждаем, что за все время операции (с 31 марта. — А. М.) НАТО не потеряло ни одного боевого вертолета или самолета над Ливией», — заявил представитель командования.