Москва подчинилась историкам из Риги

Первое заседание латвийско-российской двухсторонней комиссии историков может состояться в Москве 17 октября или 14 ноября, сообщает 25 июня Latvijas Avize. На заседании будут обсуждаться вопросы истории 20 века, то есть в первую очередь «советской оккупации», как на том и настаивала Латвия. 20-21 июня в Москве прошли переговоры, которые глава комиссии с латвийской стороны Инесис Фелдманис оценил как очень конструктивные: российская сторона отказалась от своего предложения рассматривать вопросы 17-19 веков, сообщает Latvijas Avize. «Меня даже немного удивило то, что Россия учитывает все наши замечания», — признал Фелдманис

Как сообщает Latvijas Avize, в российскую часть комиссии войдут академик РАН Александр Чубарьян (бывший член государственной комиссии историков при президенте Латвии, в качестве научного редактора одного из изданий РАН признавший «советскую оккупацию», историк из Кировской области, научный руководитель губернатора области Никиты Белых (который был обвинён в плагиате, поддерживает тесные контакты с послом Латвии в Москве и так же де-факто признал «советскую оккупацию») Виктор Бердинских (в варианте Latvijas Avize — Вербинский), поддерживающая тесные контакты с официальными органами Латвии Евгения Назарова, Ренальд Симонян, Александр Шубин (в варианта Latvijas Avize — Алексей Шубин). Из всех членов комиссии с российской стороны только Симонян и Шубин последовательно отвергают теорию «оккупации». Только Шубин в своих работах затрагивал тему истребительной политики латышских коллаборационистов Гитлера, совершённых ими военных преступлений и актов геноцида на территории СССР и России, в частности. Ни одного из российских специалистов по этой теме в объявленной российской части комиссии нет. Остальные исследовательски сосредоточены на репрессивной политике СССР в отношении латышей и современной истории Латвии.

Как ранее сообщало ИА REGNUM со ссылкой на латвийский телеканал LNT в Москву 20-21 июня прибыла комиссия латвийских историков во главе с главным официальным историком Латвии Инесисом Фелдманисом. Целью поездки, как отмечал телеканал, является встреча с российскими коллегами с целью побудить российскую сторону быстрее сформировать российскую часть российско-латвийской исторической комиссии. Как отмечается, приоритетом латвийской стороны в работе двухсторонней комиссии историков на первом этапе будет история советской депортации латышей из Латвии в июне 1941 года. Ранее Фелдманис заявил, что латвийская сторона априори ставит перед комиссией задачу признания «советской оккупации» Латвии.

Как отмечал телеканал, начало работы латвийско-российской двухсторонней комиссии задерживается и потому, что российская сторона нацелена начать рассмотрение вопросов совместной истории с XIX века, а латвийская настаивает на рассмотрении вопросов только XX века. Как отмечает телеканал со ссылкой на латышских историков, президенты России и Латвии Дмитрий Медведев и Валдис Затлерс на переговорах в Москве в декабре 2010 года договорились, что двухсторонняя комиссия историков будет рассматривать вопросы именно XX века.

ИА REGNUM: терминологический вопрос о признании или отрицании «советской оккупации» (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории «советской оккупации» строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как «оккупантов», поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии. Кроме режима фактического апартеида в Латвии и Эстонии, теория «оккупации» позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной («оккупационной») номенклатурой, и следовательно — легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских «оккупационных» властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими «оккупационные»: территориальные приращения Литвы, осуществлённые СССР (Мемельский край и Виленский край), свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д. Новоизбранный президент Латвии Андрис Берзиньш, в частности, относится к советской номенклатуре — высшему чиновничеству, назначение которого относилось к сфере исключительного ведения центральных партийно-советских органов СССР, поскольку в советское время занимал должность заместителя министра в правительстве Латвийской ССР.