Побеждень — это как Злыдень, что-то в таком роде

Побеждень — это как Злыдень, что-то в таком роде…

Каждый раз в этот день, который должен навевать бравурные, победные настроения — меня одолевает весьма депрессивное состояние. Может, потому что пишу об этом, об одном и том же, с завидной регулярностью — именно 9 мая, и именно десять лет уже как…

Впрочем, не меня одного и не теперь мучит это состояние, мягко говоря, сомнения. Аналогия будет странной, даже рискованной, однако я позволю себе тут встать рядом с «оттепельщиком» Марленом Мартыновичем Хуциевым, с которым общался лично (интервьюировал в 2002-м, а до этого книжку стиховподарил 1999-го года) — точнее, с финалом его «Июльского дождя». Напомню, там возле Большого театра молодёжь конца шестидесятых непонимающе глядит на ликование ветеранов ВОВ 9 мая, как они друг друга качают, целуют — о, сарказм киноленты, тогда эти ветераны были пугающе моложе… Что имел в виду Хуциев? Многие обвинили его в стёбе над святым — над Победой. А он-то снимал не артистов, они и хихикали поэтому — снимал разрыв поколений, во взглядах.

Можно это считать риторическим вопросом — но когда дело касается именно твоей родины и именно такого итогового для неё праздника, уже не до философии. И если уже в 1969-м смотрели отчуждённо глазки той как раз молодёжи, ради которой миллионы жизней положили их, а главное — не их родители (их ровесники, родителями не ставшие), то чего ждать теперь? Надо сказать, что чуждость поколений тогда и сейчас была всё-таки разной — тогда была чуждость в радости, ныне — в заботах и хмурости. Молодёжь хмуро бухает, старики её хмуро осуждают. И так — вся страна. Однако же есть и те, которые радуются и грозятся огого как воспитать молодёжь и не допустить фальсификации истории и превращения государства в тряпку. Кстати, тогда власовскую тряпку с Кремля снимите сперва!

Это, например, президент всенародно избранный (кстати — вы лично за него голосовали?) наш Дима. Хряпнул фронтовые сто грамм с ветеранами — и не кашлянул. Поблагодарил, как те джипы — «Спасибо деду за победу!». Ох, дорогие россияне…

Ладно — этот лилипутик политический… Ну, показывают сериал, и показывают, пусть поулыбается, с факелом у вечного огня понагибается, потом под «Мираж» потанцует, чем бы дитя не тешилось… Но вот эти джипари с хорошо сделанным тюнингом «Спасибо деду…»! В сущности, весь мой тезис тут и представлен. Если такая надпись красовалась на «Победе» — она бы ещё имела некий ретро-смысл, но вот когда на буржуйской «бэхе», на «бумере» такое написано, то становится так самому, как этому деду, обидно. Ведь с бронетранспортёра фирмы BMW твоего, братэло, деда, может и расстреляли фрицы… А ты разукрасил потомка того бронетранспортёра. Наверное, я занимаюсь фальсификацией истории — но вот мне, безлошадному пролетарию сетевого мерцания, отчаянно стыдно встречать эти пафосные надписи на пафосных тачках. Потому что этот пафос не сочетаем, потому что он — ну… вот как на этой картинке, которую искренние воронежцы искренне выплюнули с ощущением отданного дедам долга к 9 мая.

Как вам эта Анфиса Чехова в роли фронтовички? По-моему, потариотичненько и никакой фальсифакацией истории не пахнет. Кому нужна та несексуальная правда нынче — надо с огоньком! Или четыре молодые лярвы, накрашенные как на глянцекастинге, поющие на канале «Столица», кажется, по караоке «Этот День Победы», только что без «ёу» и вздохов в духе «Блестящих». Заметьте — сегодня в роли деда вступает далеко не авторитет в вопросах морали, прозванный некоторыми порнографом и пожизненным нЕфором… Но что поделаешь — эта попсовая мерзость и мне оскомину набивает, хотя вне этого победного контекста я бы нашёл к тёлкам подход, не сомневайтесь.

Можно долго путаться в подробностях, вычисляя по ним — а в той ли вообще мы живём стране, которая победила в 1945-м? Но о главном всё же придётся поговорить — и хотелось бы это сделать при ветеранах, которые, как кремлёвские ели неизменно стоят на Красной площади 9 мая, какой бы флаг над ними не вился. Причём, видевшие власовский вражеский флаг из окопа — стоят, не кашляют. Долгие им лета, конечно — да и кто я такой, маргиналишка паршивый, чтоб на дедов свой хвост куцый поднимать?

Однако я взыскую простейшего смысла — если праздник Победы, то подразумеваются какие-то конкретные завоевания, наверное? А где они? Может, мы — тот народ, который победил нацизм? Нет — не советский мы народ, так нынче только такой как я маргинал посмеет называться или Татьяна Хабарова, старый да малый, одна сатана… Может, мы унаследовали, сохранили и приумножили тот строй, который сломал в долгой схватке псевдо-социализм, коим прикрылся германский империализм? Нет — социализма у нас не водится с 1991-го, а то, щебечут троцкисты, и пораньше…

Ну, так что празднуем-то, товарищи ацтеки? Может, победу над конкистадорами далёкую, давнюю?

Увы, из нашего бюджета, нас не спросясь, как бы «на святое» нынешнее, враждебное нашему, советскому, государство тратит гигантские суммы на парады, салюты и прочую мишуру — зачем? А чтобы нефтесосам и газопродАвцам прислониться к Победе, чтобы слиться с той мощью советского оружия и социального сплочения, которое было показано в 1945-м. Конечно, президентег наш и тут ростом не вышел, не дотянется — но пиарщики поработают, как рядом со Шварценеггером его повысят…

Знаете, на что идут ещё бюджетные деньжата? На создание на Красной Площади высокохудожественной ширмочки — дабы Мавзолей как участник отмечаемого события, не посмел, падла, выглянуть. А то нашим лондонским «лучшим людям России» (копирайт — Мединский) не понравится. Ибо слово на нём написано неприличное, его и наследники Победы стесняются в лице власти-правонаследницы и как на такую трибуну взойти?.. Пятки ж будет жечь след Сталина-вурдалака (копирайт — Караганов).

Теперь вопрос пожёстче — а, может, не лукавит братва, которая прицепляет «георгиевские ленточки» к своим тачилам и благодарит дедов? Может, действительно они довольны тем куском земли просто, который отстояли в войне с немецким фашизмом их прадеды? Ну вот просто и конкретно, и чисто — спасибо. Тогда уточняли бы: за «Норникель», за… И так далее. Спасибо вам, защищавшим социализм, за то, что мы на его руинах построили капитализм — в котором, конечно, не хватило места миллионам вымершим от реформ, но вот мы прекрасно устроились и за своё процветание на костях вчерашних советских братьев оченно благодарим!

А тогда я взгляну географически: пардон, может, и Казахстан, который был советским в той войне и откуда перебрасывались Панфиловцы легендарные — тоже празднует Общую победу? Странное дело: празднует, но только нет в Казахстане города Панфилов — а ведь был до 1991-го! Вона как далеко зашла десоветизация — и шагает дальше. На одном изъятии имени погибшего под Москвой генерала Панфилова не остановились — и вот результат, в Костанайской колонии «Четвёрке» произрос свой собственный фашизм, своё гестапо — есть чем гордиться национально. Вот она какие плоды закономерно даёт, десоветизация-то! Да что греха таить — фашизмик поселился не только в экс-республиках, но и в самом сердце столицы «белого мира», как тут придумывают некоторые. Распалось всё до состояния, извините… того самого, коричневого. А значит — итоги Победы исчезли, и праздновать нечего.

Постсоветский официоз хочет Великой Победы без Великого Сталина — ну, никак не переваривает вместе. Потому что социалистический вождь капиталистическим стервятникам поперёк горла — сама возможность объединения народ вокруг коммуниста им страшнее импичмента. «Фронты» они выдумывают — ню-ню…

Двадцать лет народ, лишённый имени, лишённый социализма — никак не может понять простейшего, того, что «мы» с 1991-го изменилось. И это новое «мы» права на ту Победу, действительно Великую, равно как и коллективную, социалистическую и интернациональную по сути — не имеет. Точнее — имеет, но не больше бывших стран соцлагеря. Потому что нет той страны, что победила — проспали, пока её украли. Пока флаг с Кремля снимали, слова гимна меняли, заводы продавали, республики отпадали. Сон был воистину богатырский, как и прежний, полувековой давности подвиг — может, нам и надо 33 года проспать, чтобы с печки встать и пойти к своей новой Победе, сметая на пути всех «питерских», президентегов и «бэхи»? Перевести холодную гражданскую войну в классовую…

Проблема неблагодарных (себе в ущерб) потомков — вот главная тема постсоветского политикума. Когда подрастёт новое «мы» — снова по-социалистически, по-советски ощущающее себя и заводами, и пароходами, и каждым общественным зданием, вот тогда и поговорим. А пока — атомизация, приватизация, каждому по вере, каждому под зад буржуйской ногой…

О, терпеливый мой народ! Ну что ж, подремлем с тобой ещё чуток. Меня позвали комсомольцы спеть у памятника Ленина утром — заканчиваю писать, чтобы выспаться. В 10 на Ярославском вокзале, справа от здания вокзала — кому интересно. Спою, наверное, эшелонскую «Родину».