Фашизм придет на смену авторитаризму?

Продолжением революций в странах Магриба стали суды над свергнутыми диктаторами. Европа, стараниями которой эти диктатуры создавались, всячески пытается наладить отношения с новыми властями, чтобы, закрепив свое влияние в странах Северной Африки, под маской «демократизации» продолжать политику неоколониализма. Весьма показательна ситуация в Тунисе, бывший президент которого приговорен к длительному тюремному сроку.

В понедельник в Тунисе к 35 годам тюрьмы приговорены экс-диктатор этой страны Зин аль-Абидин бен Али и его супруга Лейла Трабелси. Кроме этого, специальный судебный вердикт обязывает их возместить нанесенный стране ущерб в размере $45 млн. Бывшая президентская чета обвиняется в коррупции, незаконном присвоении государственных средств, отмывании денег, хранении и употреблении наркотиков, а также контрабанде валюты и ювелирных изделий. Приговор вынесен заочно, поскольку бен Али бежал из страны еще в средине января, через месяц после начала «жасминовой революции», положившей начало массовым народным выступлениям в ряде стран Магриба.

Бывший диктатор, укрывающийся сейчас в Саудовской Аравии, через своего адвоката распространил заявление, в котором отверг все предъявляемые обвинения. Он подчеркнул, что не владеет не только имуществом, но и банковскими вкладами за пределами Туниса. Между тем, по оценке международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, семья бен Али контролировала компании, обеспечивавшие приблизительно треть ВВП Туниса. По некоторым оценкам, состояние самого бен Али и его родственников за рубежом оценивается примерно в $5 млрд. Вдобавок к тому в Саудовскую Аравию бывший президент бежал на государственном самолете стоимостью $250 млн. Примечательно, что интерьер аэробуса специально для бывшего президента был сделан во Франции.

Именно в этой стране еще в конце января было начато расследование по делу об имуществе бежавшего президента, а примерно через пару недель наложен арест на частный самолет, принадлежащий его родственникам. Французские власти нашли активы бен Али, и сейчас прокуратура Парижа проверяет происхождение средств, потраченных на их приобретение. В похвальном рвении разыскать активы свергнутого североафриканского диктатора от Франции не отстает и Бельгия. Недавно заместитель прокурора Брюсселя Лор дю Кастийон сообщила, что бельгийским судом были инициированы два расследования «в связи с отмыванием денег, полученных коррупционным путем в Тунисе». К слову, представители бельгийских следственных органов не исключают также и возможности проведения расследования по фактам отмывания денег в Бельгии в пользу президента Египта Хосни Мубарака.

Евросоюз уже давно заявил о своей готовности оказать Тунису помощь в проведении новых выборов и осуществлении демократических преобразований. Естественно, в стороне не осталась и Германия, которая рассматривает себя в качестве партнера «обновленных» стран Северной Африки. Немцы жаждут внести свой вклад в создание демократических партий, диалог о правовом государстве, модернизацию юстиции, построение честной и прозрачной системы выборов, укрепление гражданского общества и поддержку работы свободных и независимых СМИ. Кстати, Германия сформировала фонд поддержки демократии в Северной Африке, и в ближайшие два года на эти цели будет выделено 3,25 млн евро. Как заявлял глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле, «Германия и Европа заинтересованы в том, чтобы этот регион, непосредственно соседствующий с Европой, развивался в направлении демократии».

О том, каким образом Запад устанавливает демократию, хорошо известно. Достаточно вспомнить «ливийский сценарий» или трения в СБ ООН по поводу сирийской резолюции. И это не говоря уже о том, какие причудливые формы порой принимает в иных государствах сама демократическая модель, предложенная Западом. Как отмечает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «не существует варианта демократической Ливии, как и демократического Туниса или Египта, потому что сейчас арабский мир переживает ту фазу развития «демократии», которая ведет к системе управления фашистского типа, как это было в Европе в 1930-е годы». «Никто ведь не сказал, что принцип «один человек — один голос» означает победу европейского типа демократии», — заключает эксперт.

Адвокаты экс-президента бен Али советуют ему перебраться в Европу. По их мнению, «это гарантирует ему иммунитет от любого запроса по экстрадиции», поскольку «ни один европейский суд не сможет признать вердикт (тунисского суда), нарушающий принципы судебного разбирательства с соблюдением процессуальных норм и гарантий». Между тем, уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, процесс над Зин аль-Абидином бен Али – полностью политический, а его главная цель – «максимально очернить старый режим и легитимизировать новую власть в глазах населения».

«Нет оснований сомневаться в том, что за долгие годы правления режима в Тунисе накопилось огромное количество злоупотреблений и преступлений, поскольку любое единоличное авторитарное правление порождает, как правило, большое беззаконие. Но судить глав государств пытались во многих странах — от посткоммунистических до Южной Кореи и Чили, а, помимо победы политических оппонентов, результата не было. Юстиция победителей особенно не вникает в суть обвинений, а знает приговор заранее», — отметил эксперт в беседе с «Росбалтом». «Что же касается бен Али, рассчитывать ему в Европе не на что», — уверен Лукьянов, — поскольку там его уже давно «списали», а его активы будут или заморожены, или конфискованы, чтобы умиротворить новую власть и тем самым облегчить европейским политикам закрепление своих позиций в Тунисе».